• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Маргарита Филатова Руководитель бухгалтерии
Высшая компетенция НКО

Нулевая 2000 руб. Деятельность 5000 руб.
Деятельность + зарплата 7000 руб.
Позвонить: 8(800)100-60-71
документы НКО бухгалтерский учет

Учетная политика для НКО на 2024 год

Учетная политика некоммерческой организации (НКО) — внутренний документ организации, где зафиксированы все выбранные ею способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. Чтобы грамотно составить этот документ и охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств, потребуется учесть не только все проводимые организацией операции, но и планируемые в предстоящем периоде.

Содержание:

Несмотря на то, что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухгалтерский учет, налоговый учет и представлять отчетность она не освобождается. Поэтому учетная политика необходима любой НКО. От того, насколько грамотно составлена учетная политика, зависит итоговый результат работы организации, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. 
Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной, а сама учетная политика НКО должна учитывать все особенности, свойственные деятельности каждой организации.

  • Учетная политика НКО — один из основных документов бухгалтерского учета. В нем прописываются многие правила учета, а зависят они от выбранной системы налогообложения.

Учетная политика НКО (пример) скачать

Учетная политика необходима, например, для описания применяемых организацией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от учетной политики для бухгалтерского учета, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

Учетная политика НКО может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями организации, необходимыми для осуществления учета.

Сроки утверждения учетной политики НКО

По общему правилу вновь созданные организации разрабатывают учетную политику и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. Сроки утверждения учетной политики для бухгалтерского учета (БУ) и для целей налогового учета (НУ) — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации вновь созданной, либо реорганизованной НКО. Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года учетная политика меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не запрещается. Однако для этого нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика НКО на основной системе налогообложения (ОСНО)

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе, учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета;
  • применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО;
  • перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок их назначения ответственными;
  • методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности. Например, обязательный порядок составления ежегодной сметы, утверждаемой общим собранием участников;
  • методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности. Например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации;
  • рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику;
  • формы первичных учетных документов, по которым нет типовых унифицированных форм;
  • применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры. Например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров. К примеру, оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость;
  • состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости);
  • утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.
НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта разрешён для предприятий, включённых в реестр МСП, а также некоммерческих организаций и компаний-участников проекта «Сколково». При формировании учётной политики им нужно руководствоваться «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» (утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н).

В учётной политике им разрешено не применять ПБУ по расчёту налога на прибыль, учёту договоров строительного подряда, оценочных обязательств, запасов (для предприятий, чья выручка не превышает 120 миллионов рублей в год, а среднесписочная численность не больше 15 человек).

Особенностями учетной политики, разрабатываемой в некоммерческих организациях, являются следующие моменты:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость разработки налоговой учетной политики;
  • НКО, кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов, может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);
  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т.ч. на НКО с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности, упрощения ряда учетных процедур, текст учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Помимо положений, которые традиционно используются всеми коммерческими организациями, в учетной политике НКО необходимо прописать нюансы распределения общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью, а также учет прямых расходов. В том случае, если в учетной политике отсутствует способ распределения таких расходов, то налоговики посчитают, что себестоимость коммерческих услуг необоснованно увеличена на расходы, которые следовало бы отнести на некоммерческую деятельность. Общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально заработной плате либо доходам.

Нюансы налогового учета заключаются в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Налоговое законодательство не определяет методику раздельного учета. Конкретный порядок раздельного учета НКО выбирает сама.

Учетная политика НКО

Учетная политика НКО на упрощенной системе налогообложения (УСН)

Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на УСН не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Потому от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный, ведь применять УСН могут организации при определенных условиях. При УСН учетная политика может быть размером не 48 листов, а 7 и даже меньше.

В учетной политике нужно указать:

  • формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
  • уровень существенности: как определяется;
  • стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам. Хоть они и описаны в ПБУ и в НК РФ, но Вы можете установить свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
  • способ начисления амортизации. Нужно выбрать наиболее подходящий именно для Вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
  • метод оценки списания запасов и др.

В учетной политике для целей налогообложения организации, применяющие УСН, должны указать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта. Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при основной системе налогообложения, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • в учетной политике при УСН «доходы минус расходы» в УП для целей налогового учета нужно указать;
  • доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Настройка учетной политики НКО в 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия

Несмотря на наличие на рынке специализированных продуктов для ведения учета в НКО, многим бухгалтерам по-прежнему приходится вести учет в типовой 1С:Бухгалтерии. Прежде чем приступить к полноценной работе в программе 1С 8.3 Бухгалтерия, необходимо настроить учетную политику организации. В том случае, когда в программе ведется учет сразу нескольких организаций, она должна быть настроена для каждой организации отдельно.

Для начала разберемся, где в 1С 8.3 Бухгалтерии найти учетную политику

В меню «Главное» выберите пункт «Учетная политика» в подразделе «Настройки». Перед нами открылась основная форма настроек. Помните, что данные настройки определяют правила ведения БУ. Налоговый учет настраивается отдельно в пункте «Налоги и отчеты».

Укажите «Способ оценки МПЗ». Здесь вам доступно два способа оценки материально-запасов. Первый способ оценивает МПЗ путем вычисления средней стоимости по группе товаров. Второй метод вычисляет стоимость тех МПЗ, которые по времени приобретены раньше. «Способ оценки товаров в рознице» — тут все просто, но стоит учесть, что в налоговом учете оценка товаров происходит только по стоимости приобретения.

«Основной счет учета затрат» в учетной политике 1С 8.3 используется для подстановки счета учета по умолчанию в документах и справочниках. В зависимости от вашей учетной политики организации это может быть счет 20, 26 или 44.

В параметре «Виды деятельности, затраты по которым учитываются на счете 20 "Основное производство"» отметьте необходимые Вам флаги. При выборе хотя бы одного из пунктов необходимо указать, куда включаются общехозяйственные расходы в себестоимость продаж или продукции.

Настройте методы распределения косвенных расходов и прочие настройки расчета себестоимости. Выберите состав форм бухгалтерской отчетности – для некоммерческих организаций. Через меню «Печать» можно распечатать формы учетной политики и различные приложения к ней.

  • Основные сложности у бухгалтеров некоммерческих организаций вызывает учет на счете 86 «Целевое финансирование». Это связано с тем, что на этом счете собираются и учитываются целевые поступления — основной источник финансирования некоммерческих организаций.

Целевые поступления не облагаются налогом на прибыль (если организация применяет УСН, то не облагаются единым налогом). Поэтому задача бухгалтера — организовать учет на счет 86 так, чтобы можно было подтвердить использование средств по целевому назначению. Ведь если организация не сможет доказать факт целевого использования полученных средств, то контролеры самостоятельно включат их в налогооблагаемую базу.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведут по назначению целевых средств и в разрезе их источников поступления. В 1С:Бухгалтерии предусмотрены два субсчета к счету 86:

86.01 «Целевое финансирование из бюджета»
86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления»

 

К любому из этих субсчетов открываются субконто:

  1. Назначение целевых средств.
  2. Договоры.
  3. Движения целевых средств.

Третье субконто — предопределенное, оно предусмотрено программой в виде показателей формы 6 «Отчет о целевом использовании средств», которую обязаны заполнять в составе бухгалтерской отчетности все НКО. Эта форма содержит информацию о распределении полученных целевых средств, а также об остатках на счете организации после использования данных средств.

Обратите внимание, что второе субконто «Договоры», а не «Контрагенты». Его часто в программе не заполняют.

Особого внимания заслуживает первое субконто — «Назначение целевых средств». Остановимся на нем подробнее. Советуем вести это субконто в разрезе затрат:

  • текущие затраты — т.е. постоянные траты на содержание некоммерческой организации;
  • капитальные затраты — затраты на строительство объектов инфраструктуры, на благоустройство. 

Некоммерческие организации взимают целевые средства по двум направлениям: на текущее содержание (ежемесячные, ежеквартальные членские взносы) и на капитальные затраты (вступительный членский взнос), поэтому такая градация субконто «Назначение целевых средств» позволит отслеживать расходование целевых средств по их видам.

Организовав учет на 86-м счете таким образом, вы сможете:

  • легко заполнить форму №6 бухгалтерской отчетности — в этом нам поможет третье субконто к счету 86;
  • сможете отчитаться перед членами некоммерческой организации за целевые средства, собранные в рамках бюджета/сметы.

Основная особенность типовой 1С:Бухгалтерии предприятия для учета в некоммерческих организациях — в ней не предусмотрена регистрация проводок по счету 86 с помощью документов, кроме регистрации поступления целевых средств банковской выпиской. Другими словами, все проводки по счету 86 регистрируются бухгалтерской справкой — в программе это «Операции, введенные вручную».

Можно ли работать без учетной политики?

Несмотря на то, что учетная политика — это внутренний документ организации, налоговики имеют право потребовать ее при проверке.

Отдельной статьи, предусматривающей штраф за отсутствие или нарушение положений учетной политики, нет. Однако на практике за отсутствие учетной политики контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. При повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Заключение

Учетную политику для НКО можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Однако невозможно найти учетную политику, которая без изменений идеально подойдет конкретной организации. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой НКО своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке. Лучше поручить разработку учетной политики специалистам.

Обратите внимание, что составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, что поможет избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности организации. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также должна своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Подпишитесь на наш Телеграм Каждый день краткие новости, анонсы и советы по работе НКО


Оставить комментарий

14.08.2022 Елена
Добрый день! Вы можете составить раздел учетной политике по основным средствам, в связи с переходом на ФСБУ6/2020
Ответ специалиста НКО:
Добрый день,Елена! С вами в ближайшее время свяжется сотрудник и проконсультирует.
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.