ВАЖНО! В 2020 возможна удаленная регистрация НКО через ЭЦП.

Уплата пошлины и нотариуса не требуется!

НАША КОМПАНИЯ РАБОТАЕТ ШТАТНО! Как лидеры рынка Мы получили право на выпуск ЭЦП с дистанционным удостоверением личности. Наши клиенты могут: 

Стоимость регистрации 15000 под ключ. Скидки до 30% ...

  • Регистрация НКО - 15000 рублей.
  • Удаленно через ЭЦП, скидка 30%
  • Бух.учет от 1500 р. в месяц.
  • В 48 регионах РФ. 38 Экспертов.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"
8 (800) 100-6071

Общественные организации - Создание национально-культурной автономии

вернуться назад

Регистрация национально-культурных автономий: порядок создания и документы в 2020 году

В нашей статье рассмотрим виды национально-культурных автономий, порядок регистрации национально-культурной автономии, перечень необходимых документо в соответствии с действующим законодательством РФ.
На территории нашей страны проживает огромное количество различных народов и национальностей. В связи с этим Конституцией Российской Федерации закреплены положения, обеспечивающие одинаковый правовой статус представителей различных этнических групп, населяющих территорию страны (ч. 2 ст. 19), нормы, препятствующие разжиганию этнических конфликтов (ч. 2 ст. 29). Также ст. 30 Конституции дает гражданам право на общественное объединение, а Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - Федеральный закон «О национально-культурной автономии»), предоставляет гражданам, относящих себя к определенной этнической общности право на объединение в форме национально-культурной автономии, а также устанавливает правовой порядок взаимодействия общества и государства для защиты национальных интересов граждан в процессе сохранения, поддержки и развития своего национально-культурного достояния. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение и его осуществление не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей (ст.4 Федерального закона «О национально-культурной автономии»).
Итак, как вы уже поняли, в данной статье, речь пойдет о такой интересной форме некоммерческих организаций как национально-культурная автономия. Сегодня мы разберем:

Что такое национально-культурная автономия?

Некоммерческий сектор в Российской Федерации пестрит многообразием форм и среди них национально-культурная автономия является одним из видов общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях:
  • самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности,
  • развития языка, образования, национальной культуры,
  • укрепления единства российской нации,
  • гармонизации межэтнических отношений, 
  • содействия межрелигиозному диалогу, 
  • а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с:
  • Конституцией Российской Федерации, 
  • Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», 
  • Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",
  • Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», 
  • другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 
  • законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, 
  • а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Виды национально-культурной автономии 

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий (ст.5 Федеральным законом «О национально-культурной автономии»).
В зависимости от территориальной сферы деятельности все национально-культурные автономии подразделяются на местные, региональные и федеральные. *В разных источниках дается разное определение данной классификации, кто-то называет это видами национально-культурных автономий, кто-то уровнями.
Местная национально-культурная автономия (городская, районная, поселковая, сельская), учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования и (или) зарегистрированными общественными объединениями граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующими на территории соответствующего муниципального образования.
Количество учредителей, необходимых для регистрации такой национально-культурной автономии – не менее трех. Об этом нам говорит часть 1 статьи 18 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Однако на практике для регистрации национально-культурной автономии требуется большее количество учредителей. Также необходимо учитывать положения статьи 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии», в которой говорится о том, что национально-культурная автономия создается в границах определенного муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Также в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П в пределах субъекта Российской Федерации местными национально-культурными автономиями может быть образовано не более одной подлежащей государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональной национально-культурной автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.
Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.
Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается на съезде делегатами, от не менее чем половины зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. 
Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
 

Органы управления национально-культурной автономии

Каждая национально-культурная автономия создает свои органы управления, определяет порядок их формирования, функции и название самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и ст. 6 Закона «О национально-культурной автономии». Национально-культурные автономии образуют руководящие (среди которых должен быть постоянно действующий) и контрольно-ревизионные органы.  
На практике существуют простые и более сложные аппараты органов управления национально-культурных автономий. Приведем пример общей стандартной структуры органов управления национально-культурной автономии:
Высшим органом управления автономий всех уровней могут быть:
  • общее собрание членов в местных автономиях; 
  • съезды (конференции) делегатов от местных автономий в региональных автономиях;
  • съезд (конференция) делегатов от региональных автономий в федеральных национально-культурных автономиях.
Общие собрания членов, съезды (конференции) делегатов могут быть очередными и внеочередными. Также уставы автономий предусматривают периодичность созыва  и  кворум общего собрания, съезда (конференции) автономий. Как правило, для региональных и федеральных автономий данный период составляет  3-5 лет, для местных автономий периодичность созыва уменьшается и прописывается не реже одного раза в год. Кворум, как правило, составляет не менее половины от общего количества членов автономии или избранных делегатов. К полномочиям высшего органа управления можно отнести решение следующих вопросов:
  • внесение изменений и утверждение Устава автономии;
  • определение приоритетных направлений деятельности автономии, принципов формирования и использования ее имущества;
  • образование других органов управления автономии и досрочное прекращение их полномочий;
  • определение порядка приема в состав членов автономии и исключения из числа ее членов;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации автономии и другие.
Высший орган автономии формирует выборный коллегиальный, постоянно действующий руководящий  орган управления (как правило, его именуют советом или правлением). Работает такой орган в период между созывами высших органов. Порядок работы – заседания (раз в квартал, раз в месяц и т.д.) с целью принятия решений по текущим вопросам.  К полномочиям такого органа можно отнести: 
  • подготовку вопросов для обсуждения на Общем собрании/ съезде (конференции);
  • созыв Общего собрания/ съезда (конференции);
  • организацию исполнения решений Общего собрания/ съезда (конференции);
  • распоряжение имуществом
  • принятие решения о приеме и исключении из членов Автономии;
  • решение других вопросов, не относящиеся к исключительной компетенции других органов управления.
Также высший орган автономий избирает единоличный исполнительный орган управления (руководителя) автономии. К компетенции руководителя автономии можно отнести решение таких вопросов, как:
  • осуществление текущего руководства деятельностью Автономии;
  • действие без доверенности от имени Автономии, представление ее во всех учреждениях, организациях, предприятиях;
  • подотчетен высшему органу управления, отвечает за состояние дел Автономии и правомочен решать все вопросы деятельности Автономии, которые не отнесены к компетенции других органов управления;
  • принятие решений и издание приказов по оперативным вопросам внутренней деятельности Автономии;
  • заключение договоров, осуществление юридических действий от имени Автономии, открытие и закрытие счетов в банках;
  • решение вопросов хозяйственной, финансовой, экономической и кадровой деятельности (штатных работников) Автономии;
  • прием и увольнение штатных работников;
  • организация бухгалтерского учета и отчетности;
  • исполнение других исполнительно-распорядительных функций.
В обязательном порядке в автономиях всех уровней избираются контрольно-ревизионные органы, которые наблюдают за текущей хозяйственной и финансовой деятельностью. Порядок формирования может иметь особенности, но во всех случаях они избираются высшим органом управления автономий.
Мы привели лишь примерную структуру органов управления национально-культурной автономии. Отличительной особенностью национально-культурных автономий, закрепленной в ФЗ "О национально-культурной автономии", является то, что автономии имеют возможность образования органов межрегиональной координации без образования межрегиональной национально-культурной автономии. Это позволяет оперативно решать различные задачи, например, создавать упомянутые органы для проведения разовых мероприятий и т.д. В таком же порядке может осуществляться взаимодействие национально-культурных автономий различных этнических общностей (для этих целей межрегиональная национально-культурная автономия не может быть создана) На практике в автономиях также могут (не обязаны!) создаваться исполнительные коллегиальные органы, которые подчиняются лицам, осуществляющим повседневное руководство деятельностью автономий (председателям, президентам), либо имеют самостоятельный статус органа, осуществляющего организацию исполнения решений представительных органов автономии. Такие органы чаще всего именуются исполкомами. Также у руководителей могут быть заместители, вице и т.д. 
В общем, каждая автономия выстраивает свою оптимальную для нее структуру органов управления.
 

Создание национально-культурной автономии

На стадии создания национально культурной автономии необходимо:
  • определиться с составом учредителей национально-культурной автономии.
  • придумать уникальное наименование, которое будет отражать характер деятельности автономии. При использовании в наименовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование. В качестве таких документов выступают нотариально заверенные заявления с согласием на их использование от правообладателей. С иными особенностями составления наименования можно ознакомиться в 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также в разделе «Важное для НКО» размещена подробная статья, посвященная наименованию НКО, во избежание ошибок, можете с ней ознакомиться - Наименование НКО
  • определиться с адресом (местом нахождения) автономии. Зарегистрировать автономию можно будет как на домашний адрес учредителя, так и арендовать нежилое помещение (адрес должен быть немассовым! Проверить адрес на массовость можно на сайте налоговой). Документами, подтверждающими правомерность использования адреса для регистрации автономии будут служить: согласие собственника/гарантийное письмо от собственника о том, что после государственной регистрации с автономией будет заключен договор аренды и копия документа о праве собственности.
  • определиться со структурой органов управления. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О национально-культурных автономиях»  автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Все органы автономии образуются из состава учредителей на основании 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  • позаботиться о том, чтобы не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии/не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии  были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
  • подготовить необходимый для регистрации пакет документов, который будет включать в себя: заявление, протокол, устав и т.д.

Заявление и протокол об учреждении национально-культурной автономии

Одним из важных документов при создании автономии и в дальнейшей ее деятельности является протокол об учреждении национально-культурной автономии. Как и любой другой документ, он имеет свою структуру и должен включать в себя определенные положения, которые мы раскроем далее. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей автономии должен ОБЯЗАТЕЛЬНО содержать в себе следующие положения: 
  • дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания; 
  • сведения об учредителях - участниках учредительного съезда (конференции), общего собрания;
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним, а именно:
  • избрание председателя, секретаря собрания, лица, проводивших подсчет голосов;
  • решение о создании автономии
  • утверждение полного и сокращенного наименования автономии
  • формирование всех органов автономии
  • определения места нахождения (адреса) автономии 
  • определение размера имущества автономии;
  • определение порядка совместной деятельности учредителей по созданию автономии;
  • избрание лица, ответственного за проведение необходимых действий при государственной регистрации автономии;
  • фамилию, инициалы и личную подпись учредителей, председателя и секретаря съезда/ общего собрания, ответственных за составление протокола.
При создании национально-культурной автономии решения считаются принятыми, если за них проголосовали единогласно все учредители национально-культурной автономии.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии вам также необходимо будет составить заявление по форме р11001. Заполнение данного заявления регулируется Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016). Так как национально-культурная автономия создается в организационно-правовой форме-общественного объединения, то вы можете ознакомиться с правилами заполнения данного заявления более подробно в нашей статье "Составление заявления на регистрацию общественной организации".

Устав национально-культурной автономии

Одним из главных документом национально-культурной автономии является ее учредительный документ-Устав. Устав национально-культурной автономии проходит тщательную правовую экспертизу в органах Министерства юстиции, поэтому очень важно подойти серьезно к вопросу составления данного документа и отразить все необходимые положения в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав национально-культурной автономии должен содержать следующие сведения:
  1. название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;
  2. структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионные органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;
  3. условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;
  4. компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  5. порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;
  6. источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;
  7. порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии.
Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.
После создания автономии в процессе осуществления деятельности может возникнуть потребность внесения изменений в Устав по различным причинам. Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.
За государственную регистрацию национально-культурной автономии, изменений, вносимых в устав, и ликвидацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок регистрации национально-культурной автономии

Порядок государственной регистрации национально-культурных автономий, перечень и сроки подачи документов, представляемых для государственной регистрации регулируются положениями статьи 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьи 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии».
Срок подачи: необходимые документы представляются в территориальный орган юстиции в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода). 
Орган подачи: решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются Управлением Министерства юстиции РФ по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий  принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Представить документы на государственную регистрацию можно одним из следующих способов:
  1. лично 
  2. по нотариальной доверенности
  3. по почте России
  4. электронно, через портал государственные услуги с ЭЦП (подробнее - Регистрация НКО онлайн)
Пакет документов для регистрации национально-культурной автономии, который необходимо подать в регистрирующий орган:
  • заявление;
  • устав национально-культурной автономии;
  • протокол учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащий сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов и др.;
  • сведения об учредителях;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.
 
Напоминаем! Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. 
Процесс рассмотрения и регистрации вашей автономии будет включать несколько этапов:
  1. правовая экспертиза документов специалистами Минюста будет проводиться в течение 30 (тридцати) календарных дней.  На данном этапе обычно происходит внесение корректировок, доработок и т.д. При этом может производиться устранение замечаний заявителем без прекращения течения срока (при личной подаче/через представителя), документы могут возвращаться на доработку либо может быть вынесен отказ в государственной регистрации автономии в случае выявления нарушений и противоречий действующему законодательству.
  2. после прохождения правовой экспертизы и вынесения положительного решения Минюстом  документы направляются в регистрирующий орган Федеральной налоговой службы, который в течение 5 (пяти) рабочих дней вносит сведения о ней в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента автономия считается созданной! 
  3. после этого документы из налоговой обратно возвращаются в Министерство юстиции и в течение 5 (пяти) рабочих дней (на практике может увеличиваться до двух недель) выдаются заявителю на руки.
Пакет документов, который вы получите по итогу регистрации вашей национально-культурной автономии:
  1. Устав
  2. Свидетельство ИНН
  3. Свидетельство Минюста
  4. Лист записи о регистрации общественной организации
  5. Выписка из ЕГРЮЛ
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий.  Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и находится на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
В данной статье мы постарались раскрыть самую важную и значимую информацию касательно создания национально-культурных автономий, осветить правовые аспекты регистрации и регулирования их деятельности. Надеемся, что для вас, данная информация будет полезной и в случае намерений регистрации национально-культурной автономии вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам, мы с удовольствием поможем вам в этом!
 
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).
 
Вам может быть интересно:
Имя:
Телефон:
Текст:

Статьи

09:54 25/05/2022 г.
Регистрация НКО онлайн, через ЭЦП. Осуществляется через сайт гос.услуг и программный комплекс Минюста. МЫ можем удаленно выпустить ЭЦП, подать и получить документы. Стоимость составляет всего 15000 рублей. Нотариус и пошлина при такой подаче не нужны!
16:12 05/02/2021 г.
Что нужно знать после создания НКО. Обязательные действия, после регистрации НКО.
19:47 07/12/2020 г.
Список всех необходимых услуг для НКО в одном месте. Более 40 специалистов во всех необходимых направлениях. Эксперты для решения сложных задач и недорогой аутсорсинг сотрудника для решения простых. Перечислим каждую из услуг и зачем она нужна. Уверен, что о некоторых из них Вы не знали...
15:31 04/05/2020 г.
Эксперт регистрации НКО обо всех формах и видах некоммерческих объединений. В каких формах могут быть созданы некоммерческий центр, некоммерческий клуб. 4 формы некоммерческих предприятий в 2020 году. Как создаются некоммерческие учреждения и их виды.
17:09 21/04/2020 г.
Эксперт в сфере регистрации НКО и сопровождения их деятельности разъяснит 7 способов развития вашей некоммерческой организации в 2020 году. Уникальная стратегия развития некоммерческой организации и на какую поддержку государства можно рассчитывать.
14:36 09/04/2020 г.
Эксперт в сфере некоммерческих организаций ответит на вопросы, как создать волонтерскую организацию (общественную, благотворительную), 2 формы волонтерской деятельности, права волонтеров, а также - правильное оформление волонтеров в НКО и тд.
14:37 30/12/2019 г.
Зачем нужны некоммерческие организации инвалидов? В каких формах и в каком порядке они могут быть созданы? Какие существуют особенности в их деятельности и какие льготы имеют такие НКО? На эти и другие вопросы подробно, объяснив на примерах, ответит эксперт в сфере регистрации некоммерческих организаций различных типов.
13:40 23/12/2019 г.
Не знаете какую форму профессиональной НКО выбрать для создания? Описание типов профессиональных НКО: образовательных, в том числе профессионального образования, медицинских, спортивных, профсоюзов. Разъяснение практикующего юриста о различиях их деятельности, требованиях к учредителям и уставу, особенностях государственной регистрации.
00:00 20/02/2019 г.
Прежде чем вносить изменения в НКО любой из форм, необходимо ответить на несколько вопросов: Можно ли в вашей форме внести необходимые изменения впринципе. Куда подавать эти изменения в Минюст или ФНС. Если изменений несколько, какими этапами их подавать и в какой очередности. Придется ли из-за изменений приводить в соответствие (писать заново) Устав.
00:00 20/02/2019 г.
Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит. Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая.