• - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"

Оксана Комарова Младший юрист
Регистратор НКО по России

Регистрация НКО под ключ — 19500р.
Архитектура НКО — 39500р.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*для 62 регионов РФ

Структура Общественной организации

В статье мы проанализировали структуру общественных организаций как организационно-правовой формы общественных объединений РФ, источники нормативно-правового регулирования их деятельности, особенности функционирования и устройство управления в российских общественных организациях.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. содержит определение общественных организаций, поскольку общественные организации считаются организационно-правовой формой общественных объединений. Из положений ч.1 ст. 8 данного закона можно выявить основные признаки общественных организаций:

а) Это общественное объединение, основанное на членстве;

б) Общественная организация создаётся для защиты интересов ее членов;

в) Члены общественной организации совместно осуществляют деятельность, способствующую достижению целей, провозглашенных уставом организации.

 Особое внимание следует уделить членству как обязательному отличительному признаку общественной организации. Если, например, участникам общественного движения не требуется членство для осуществления деятельности в рамках движения, то общественная организация принимает участников исключительно на основании членства.

Кто может стать членами общественной организации?

При этом согласно нормам ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественной организации могут стать:

а) Физические лица;

б) Юридические лица, являющиеся общественными объединениями.

Для отдельных видов деятельности, осуществляемых общественными организациями, законодательно может быть предусмотрен иной порядок.

Общее собрание членов организации

Общественные организации входят в число некоммерческих корпоративных организаций (глава 6 ГК РФ). Некоммерческий характер осуществляемой общественными организациями деятельности предполагает, что они не ставят перед собой главной целью извлечение прибыли. Корпоративный характер деятельности общественных организаций объясняется тем, что, будучи основанными на приобретённом членстве участников, они формируют высший орган управления — общее собрание членов либо съезд/конференцию членов организации.

  • Как и иные некоммерческие корпоративные организации, общественные организации, обладающие правами юридического лица, выступают в качестве собственника своего имущества. Общественные организации функционируют на основе членских взносов, однако участники организаций не сохраняют права на долю в имуществе/прибыли организации, в том числе на собственный членский взнос.

При этом следует обратить внимание и на то, что общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены общественной организации — по ее обязательствам.

Важно, что общественная организация распоряжается своим имуществом исключительно в соответствии с целями и направлениями деятельности, утвержденными уставом, а участники общественной организации не имеют права распоряжаться имуществом организации в своих интересах. Общественной организацией публикуется ежегодный отчет об использовании имущества.

Территориальные уровни обществеенной организации

Общественные организации осуществляют свою деятельность на различных территориальных уровнях. Такой порядок вытекает из положений ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях».

В зависимости от территориальной сферы все общественные организации можно разделить на следующие разновидности:

  • Общероссийские общественные организации;
  • Межрегиональные общественные организации;
  • Региональные общественные организации;
  • Местные общественные организации.

Территориальная сфера деятельности общественной организации фиксируется в её уставе и названии. Рассмотрим подробнее каждый приведённый вид общественных организаций.

Общероссийские общественные организации функционируют более чем в половине российских субъектов, к тому же, имея там свои структурные подразделения — т.е. отделения, представительства и филиалы.

Соответственно, межрегиональные организации осуществляют свою деятельность менее чем в половине российских субъектов, имея там свои структурные подразделения.

Региональные общественные организации распространяют своё действие на территорию одного российского региона, а местные — на территорию одного органа МСУ.

Как видно из сущности данного разделения, территориальная сфера деятельности общественной организации зависит от наличия у неё структурных подразделений, их количества и месторасположения.

При этом возможен переход из одной территориальной сферы в другую. Так, межрегиональная общественная организация может стать общероссийской вследствие создания новых структурных подразделений и при достижении необходимого территориального и количественного показателя. И, напротив, при закрытии части структурных подразделений территориальная сфера может сужаться.

Подобные изменения должны быть отражены в уставе общественной организации и в её названии.

При этом изменения на межрегиональном и региональном уровнях регистрирует региональный орган Министерства юстиции, расположенный по месту нахождения общественной организации, а изменения на всероссийском уровне (например, если межрегиональная организация становится общероссийской) — Министерство юстиции России.

Примечательно, что место проживания/регистрации членов не зависит от территориальной сферы общественной организации. Это означает, что члены межрегиональной организации, например, могут проживать в тех субъектах, в которых структурное подразделение общественной организации отсутствует, и при этом беспрепятственно оставаться членами данной общественной организации — закон, по общему правилу, не содержит подобных ограничений.

  • Они могут касаться лишь отдельных видов деятельности, осуществляемых общественной организацией, либо закрепляться уставом общественной организации, а не на законодательном уровне.

Следует обратить внимание на то, что структурные подразделения общественных организаций, созданные в форме филиалов или представительств, не являются самостоятельными юридическими лицами. Однако федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность территориальных подразделений общественной организации быть зарегистрированными в качестве самостоятельных юридических лиц.

Таким образом, получается, что региональные отделения общественных организаций, имеющих статус межрегиональных или общероссийских, могут быть как зарегистрированными в качестве самостоятельных юридических лиц, так и не зарегистрированными — данная особенность закрепляется в уставе общественной организации.

К моменту создания межрегиональной/общероссийской общественной организации ее региональные отделения/иные структурные подразделения не регистрируются — организация лишь прикладывает протоколы учредительных собраний региональных отделений к иным документам, обязательным для регистрации общественной организации той или иной территориальной сферы.

Исходя из этого, на момент первоначальной государственной регистрации общественной организации её региональные отделения, как правило, не могут быть самостоятельными юридическими лицами, однако могут стать таковыми впоследствии при соответствующей инициативе.

  • Нередко устав общественной организации содержит положения о том, предусматривается ли наделение региональных отделений правами юридического лица или нет.

Также следует отметить, что региональные отделения общественных организаций имеют собственную структуру. В них обязательно организуется общее собрание членов отделения, постоянно действующий исполнительный орган, избирается председатель регионального отделения и ревизор. Можно отметить, что структурные подразделения по своей структуре отчасти подобны структуре органов управления всей общественной организации.

Особенности организации высших органов управления в зависимости от территориальной сферы деятельности

Общественные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности имеют особенности организации высших органов управления. Высшими органами управления общероссийских и межрегиональных общественных организаций являются съезд либо конференция делегатов структурных подразделений данных организаций, в то время как высшие органы управления региональных и местных общественных организаций — общие собрания членов организаций.

Этот способ организации высшего управления закономерно вытекает из числа членов общественных организаций и территориального расположения структурных подразделений. Если в общественной организации более ста членов, то высшим органом управления является съезд/конференция.

Высший орган управления общественной организации наделён исключительной компетенцией, конкретизированной в ч.2 ст. 65.3 ГК РФ. Сюда относятся:

  • Определение основных направлений деятельности,
  • Принятие уставных изменений,
  • Определение процедуры приёма/исключения членов,
  • Утверждение годовой отчётности,
  • Учреждение новых органов управления общественной организации и их полномочий,
  • Решения о создании новых структурных подразделений, о ликвидации и реорганизации общественной организации и т.д.

Следует обратить внимание на то, что уставом общественной организации для высшего органа управления может быть предусмотрена и дополнительная исключительная компетенция.

Часто к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организацией относят определение размера членских взносов и финансовое планирование, заслушивание отчётов других органов управления, а также урегулирование споров между органами/членами общественной организации, рассмотрение жалоб, поступивших высшему органу управления.

По вопросам, связанным с исключительной компетенцией высшего органа управления общественной организации, решения принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов от всех присутствующих на собрании высшего органа управления членов организации. По остальным вопросам, рассматриваемым на собрании высшего органа управления общественной организации, решения принимаются простым большинством от числа присутствующих делегатов/членов общественной организации.

При этом на собраниях высшего органа управления — конференции, общего собрания, съезда — должен присутствовать кворум. Он составляет более половины от общего числа членов/делегатов общественной организации. Только в таком случае собрание/конференция/съезд правомочны принимать решения.

Выбор делегатов структурных подразделений общественной организации на съезд или конференцию

Интерес представляет также процесс выбора делегатов от структурных подразделений общественной организации на съезд/конференцию межрегиональных либо общероссийских организаций. Процедура выбора делегатов на собрание высшего органа управления закреплена в уставе организации и относится к исключительной компетенции общего собрания структурного подразделения общественной организации. При этом решение принимается при наличии кворума квалифицированным большинством.

В перерывах между съездами/конференциями либо общими собраниями членов общественной организации в ней функционируют исполнительные органы управления. Органы управления можно разделить на два основных типа — Единоличные исполнительные органы и коллегиальные руководящие органы.

Единоличные исполнительные органы и коллегиальные руководящие органы

К первым относятся председатель или президент общественной организации, ко вторым — правление, совет, президиум.

При этом, исходя из положений ст. 123.7 ГК РФ, образование единоличного органа является для общественной организации обязательным. Кроме того, в организации обязательно должен быть образован высший орган управления — постоянно действующий руководящий коллегиальный орган. Иные коллегиальные исполнительные органы общественная организация вправе организовать по своему усмотрению.

Единоличный исполнительный орган — это не обязательно одна должность. Их может быть несколько.

Коллегиальный руководящий орган является постоянно действующим. Особенности избрания и состав членов, срок деятельности и компетенцию такого коллегиального руководящего органа определяются уставом общественной организации. Как правило, руководящий коллегиальный орган и единоличный исполнительный орган избираются сроком на пять лет.

Законодательно круг полномочий коллегиального руководящего органа некоммерческой корпорации в большей степени очерчен, поскольку его компетенция не должна затрагивать исключительную компетенцию высшего органа управления, предусмотренную законодательно и уставом общественной организации.

  • При этом в ч.5 ст. 123.7 ГК РФ содержится исключение из данного правила. Так, данная норма предусматривает, что уставом общественной организации может быть предусмотрено, что за коллегиальным руководящим органом может быть закреплено полномочие принимать решения о создании структурных подразделений общественной организации, самостоятельных юрлиц, а также о включении общественной организации в другое юридическое лицо.

Как правило, правление/совет/президиум как коллегиальный руководящий орган осуществляет деятельность по реализации решений, принятых высшим органом управления общественной организации, созывает общее собрание/конференцию/съезд, принимает и исключает из организации членов в соответствии с порядком, принятым общим органом управления и закреплённом в уставе организации, и т.д. Также правление/совет/президиум общественной организации часто полномочен принимать внутренние документы в пределах, установленных уставом, и рассматривать прецеденты нарушения уставных правил участниками общественной организации.

Члены коллегиального руководящего органа общественной организации избираются высшим органом управления из состава членов организации в соответствии с порядком, определённым уставом организации, учредительным собранием организации, впоследствии — высшим органом управления общественной организации.

Коллегиальный руководящий орган проводит заседания с периодичностью, закреплённой уставом организации, и решения, принятые на заседаниях, также принимаются путём голосования и при наличии кворума (кворум — более половины всех членов коллегиального руководящего органа; решения принимаются простым большинством голосов; у одного члена правления/совета/президиума — один голос), а также фиксируются соответствующими протоколами.

Единоличный исполнительный орган наделён полномочиями действовать от имени общественной организации без доверенности, официально представлять её интересы, совершать сделки от имени общественной организации, осуществлять общее руководство деятельностью организации и выдавать доверенности на представительство (включая те, что предоставляют право передоверия).

Нередко единоличный исполнительный орган наделяется полномочиями принимать внутреннюю документацию (в тех пределах, в которых это предусмотрено уставом и не входит в компетенцию высшего органа управления, коллегиального руководящего органа и др. органов общественной организации), распоряжаться имуществом общественной организации — также в пределах, установленных уставом и высшим органом управления организации.

Сведения о лице, являющемся единоличным исполнительным органом организации — директором, президентом, руководителем, председателем и т.п. — подлежат внесению в ЕГРЮЛ.

  • Следует понимать, что при наличии в общественной организации нескольких единоличных исполнительных органов — например, президента и вице-президента — компетенция между данными лицами распределяется в соответствии с позицией, занимаемой в организации деятельности общественной организации.

Как единоличный, так и коллегиальный руководящий органы предоставляют высшему органу оправления общественной организации отчёты о своей деятельности, рассматриваемые в ходе заседаний высших органов.

При этом следует понимать, что при наличии грубых нарушений со стороны исполнительного органа высший орган управления вправе досрочно прекратить его полномочия. Единоличный исполнительный орган избирается квалифицированным большинством делегатов/членов общественной организации в количестве двух третей от общего числа присутствующих (при наличии кворума) — как в случае принятия вопросов, входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления общественной организации.

Срок полномочий единоличного исполнительного органа, при отсутствии нареканий, может быть продлён, что фиксируется соответствующим протоколом. В противном случае он переизбирается высшим органом управления организации.

Контрольно-ревизионный орган

Особое значение в структуре общественной организации имеет контрольно-ревизионный орган. В качестве такового чаще всего выступает ревизор общественной организации.

Контрольно-ревизионный орган осуществляет проверки финансовой и хозяйственной деятельности общественной организации, результаты которых оформляются соответствующим письменным актом и предоставляются на рассмотрение высшему органу управления.

Устав общественной организации предусматривает количество проверок, проводимых ревизором — как правило, устанавливается минимум (один раз в год) и указывается, что проверки могут проводиться чаще, по мере необходимости.

При этом проверки могут быть организованы как по собственной инициативе контрольно-ревизионного органа, так и по инициативе высшего органа управления либо членов общественной организации в количестве, определённом уставом.

  • В ходе проверок ревизор имеет право затребовать любые документы/материалы, необходимые для качественного проведения ревизии.
  • В своей деятельности ревизор должен быть непредвзятым, а потому он не входит в другие органы управления общественной организации.


Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК), 8(812)629-00-03 (СПБ), 8(800)100-60-71 (по России).

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России


Оставить комментарий

05.11.2022 Андрей
Уважаемые юристы, подскажите, пожалуйста, в чем состоят отличия между постоянно действующим коллегиальным руководящим органом и постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом общественной организации?

Ответ Юриста НКО:
Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (высшему руководящему органу). Он действует в период между заседаниями высшего органа управления и осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, а также исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации может быть (необязательно) образован коллегиальный исполнительный орган.
05.11.2022 Андрей
Дорогие юристы, большое спасибо за материал! Особый интерес вызывает структура органов управления общественной организацией. Возникает несколько вопросов.

Ответ Юриста НКО: Добрый день! Готовы ответить на все возникшие у Вас вопросы.
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.