Признание некоммерческой организации иностранным агентом: что это означает и как избежать включения в реестр?
В 2012 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон №121 от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», с его принятием в законодательстве об НКО появилось такое понятие как «НКО, выполняющая функции иностранного агента». С принятием данного законодательного акта деятельность в сфере НКО претерпела серьезные изменения, особенно в некоммерческих организациях с иностранными инвесторами. Был создан реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а полномочия по ведению данного реестра были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В данной статье мы рассмотрим эту тему более детально, и ответим на следующие вопросы:
- Какие некоммерческие организации получают статус иностранного агента?
- Реестр НКО - иностранных агентов
- Обязанности НКО, признанных иностранными агентами
НКО, выполняющая функции иностранного агента
Законодатель дал четкое определение понятию, кто же может считаться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, а также указал на обязательное наличие одновременно двух квалифицирующих признаков для признания некоммерческой организации иностранным агентом:
- получение денежных средств/имущества из иностранных источников (на прямую или нет);
- участие в политической деятельности.
Наличие же только иностранного финансирования либо участия в политической деятельности не является достаточным для признания организации иностранным агентом.
Принятие Федерального закона № 121-ФЗ вызвало настоящее раздражение среди некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, а также среди иностранных государств, финансирующих их деятельность. Хотелось бы отметить, что аналогичный закон был принят в США еще в 1938 году.
Для начала проанализируем законодательные акты, регулирующие деятельность НКО, попадающих в данную категорию, а затем обратимся к судебной практике в этой сфере и рассмотрим конкретные случаи действия законодательства. Пункт 6 статьи 2 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» устанавливает признаки некоммерческой организации, которую необходимо считать иностранным агентом. Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество из иностранных источников и использует их в интересах иностранного спонсора и/или в политических целях будет являться иноагентом. К иностранным источникам дохода можно отнести следующие:
- иностранное государство и иностранные гос. органы;
- международная или иностранная организация;
- лица без гражданства или уполномоченные третьи лица (в том числе и российские юридические лица), получающие финансирование из иностранных источников;
- любой другой источник доходов, в отношении которого можно проследить иностранное происхождение средств.
Вторым критерием, по которому НКО (за исключением политической партии), признается иностранным агентом, является её политическая активность. Для этого организация должна участвовать в политической жизни Российской Федерации. Что это значит? Независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, а также развивает политическую систему, воздействует на государственные органы, на их решения и действия, учувствует в сфере урегулирования прав и свобод граждан, в целях оказания влияния на формирования их политического мировоззрения, воздействуя тем самым на реализацию государственной политики, формирование государственных органов и органов местного самоуправления. Например, устраивает пикеты в пользу определенного кандидата в целях избрания его в местный орган самоуправления (администрацию города).
Описанная деятельность осуществляется в следующих формах:
- организация и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций, а также любое сочетание этих форм, организация и проведение публичных дебатов, диспутов, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение желаемого результата на выборах, в контроле за проведением выборов, формировании избирательных комиссий;
- различные действия, например, публичные обращения, оказывающие влияние на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение субъективной информации, не объективной критики, любыми возможными способами (интернет, телевиденье и т.д.) о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, оказывая тем самым влияние на формирование общественно-политических взглядов и убеждений.
- проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований, с целью формирования желаемого политического мышления;
- вовлечение в указанную деятельность граждан, в том числе несовершеннолетних и ее финансирование.
Для более четкого понимания границ хотелось бы также отметить сферы, не относящиеся к политической деятельности. Работа в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность - все это не является политической деятельностью и не подпадает под функции иностранного агента.
Итак, мы детально рассмотрели два основополагающих элемента, необходимых для признания некоммерческой организации иностранным агентом: наличие иностранного источника финансирования и проведение ею политической деятельности. Отдельно подчеркну, что наличие по отдельности одного из указанных элементов не свидетельствует о необходимости обязательного включения такой НКО в список организаций, исполняющих функции иностранного агента.
Реестр НКО - иностранных агентов
Если мы обратимся к пункту 7 статьи 32 ФЗ-№7, то узнаем, что каждая некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, обязана подать соответствующее заявление сразу после регистрации и до начала своей деятельности в соответствующий орган. Заявление о включении НКО в реестр организаций, исполняющих функции иностранного агента, подается в уполномоченный орган (Минюст). В случае, если такая НКО не подала заявление о включении ее в реестр, Минюст России и его должностные лица имеют право приостановить своим решением ее деятельность на срок не более шести месяцев. При несогласии с таким решением НКО вправе обратиться в суд или предоставить в Минюст России заявление о включении ее в реестр. В данный реестр включаются все некоммерческие организации, имеющие признаки иностранного агента. Неисполнение некоммерческой организацией обязанности о подачи заявления, влечет за собой наложение административных санкций в соответствии со статьей 19.34 КоАП РФ:
- от 100 до 300 тысяч рублей – должностные лица;
- от 300 до 500 тысяч рублей – юридические лица.
Такие же штрафы предусмотрены данной статьей и за издание и распространение некоммерческой организаций материалов (буклеты, книги, журналы и т.д.), если на них нет прямого указания, что они являются продуктом деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. Помимо административной ответственности за данный проступок, т.е. уклонение от включения в реестр, предусмотрена также уголовная ответственность по ст. 330.1 УК РФ за нарушение которой, предусмотрена ответственность от штрафа до реального лишения свободы.
Для лучшего понимания, предлагаю вашему вниманию пример из судебной практики.
В отношении гражданки Л.Г. Кузьминой - руководителя межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС - Поволжье" - в апреле 2013 года прокурором Самарского района города Самары было вынесено предостережение о недопустимости использования фондом средств от иностранных источников и участия в выработке решений органов государственной власти и законодательных инициатив, в том числе в процессе выборов и референдумов, а также в иной политической деятельности без регистрации в качестве иностранного агента. Как было установлено в ходе проверки, фонд занимался активным привлечением граждан к выборам, получая при этом иностранные пожертвования.
Обязанности некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами
Итак, мы рассмотрели, какие некоммерческие организации подлежат обязательному включению в специальный реестр и какие санкции предусмотрены законом за неисполнения данного требования. Но это были не единственные изменения в деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. Также в целях обеспечения открытости деятельности, были внесены следующие изменения:
- обязательный ежегодный аудит годовой бухгалтерской отчетности, а также годовой бухгалтерской отчетности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- ведение некоммерческой организацией раздельного учета доходов/ расходов, полученных/потраченных в рамках поступлений от иностранных источников, и в рамках иных поступлений;
- регулярное представление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества;
- необходимость указания при издании и/или распространении материалов, в том числе в средствах массовой информации и с использованием сети Интернет, на то, что данные материалы изданы и/или распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;
- обязанность общественных объединений ежеквартально представлять в уполномоченный орган сведения об объеме полученных от иностранных источников денежных средств и иного имущества, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, а также об их фактическом расходовании и использовании;
- предоставление в Министерство Юстиции Российской Федерации отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов – один раз в полгода;
- предоставление в СМИ или к размещению в Интернете отчета о своей деятельности для опубликования – один раз в полгода.
После принятия таких обременений в работе многие НКО, попадающие под признаки иноагента, закрыли свои организации или перестали принимать пожертвования от иностранных инвесторов и лишь немногие зарегистрировались в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента. Есть и те, кто пытается оспорить законность включения в данный реестр, наложение штрафов. В таком случае должностное лицо (сотрудник Минюста или прокурор), наложившее на организацию штраф или предписание о включении в реестр, обязаны в суде доказать законность своих действий. Исходя из судебной практики можно сделать вывод, что чаще всего закон оказывается на стороне работников гос. власти.
Резюмируя изменения, принятые в 2012 году, можно сказать, что закон обязал, тех, кто получает деньги из иностранных источников, рассказывать, на чьи деньги и чем они занимаются на территории Российской Федерации, призвал обеспечить открытость и публичность их деятельности и организовать прозрачный общественный контроль за работой таких организаций. Позиция государства в этом вопросе однозначна, те требования, которые предъявляются к таким организациям (регистрация, публичность информации и отчетность), выдвинуты исключительно с целью защиты общества и государства.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам также может быть интересно: