• - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Регистрация НКО под ключ —19500 руб.
Архитектура НКО — 39500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*для 62 регионов РФ

Юридический адрес фонда при регистрации в Минюсте

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Более того, действующее законодательство возлагает риск последствий неполучения юридически важных сообщений, которые доставляются по адресу указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия постоянно действующего органа по указанному адресу на саму недобросовестную организацию. Более подробно с понятием юридического адреса и проблемным вопросом массовости адресов Вы можете ознакомиться у нас на сайте https://reg-nko.ru/sub/Yuridicheskij_adres_NKO, а сейчас мы постараемся кратко объяснить, какие помещения можно использовать в качестве юридического адреса Вашего фонда и почему это так важно!

 

Важность юридического адреса фонда


В ГК РФ содержится презумпция, согласно которой место нахождения фонда определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта. Более того, государственная регистрация фонда осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от фонда лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Для каких целей необходим юридический адрес Вашему фонду? Во-первых, как мы уже говорили, благодаря публичности информации об адресе фонда в Едином государственном реестре, любой контрагент или иное заинтересованное лицо может контактировать с некоммерческой организацией. Во-вторых, не стоит забывать и о фискальной цели, так как при первичной регистрации фонда, налоговый орган ставит на налоговый учет каждую организацию, что впоследствии накладывает обязанность на юридическое лицо с определенной регулярностью направлять свою отчетность в ту Инспекцию Федеральной налоговой службы (далее – ИФНС), в территориальной зоне ответственности которой она находится.


Различия юридического и фактического адресов фонда


Для начала стоит отличать юридический адрес от фактического. Последний, в свою очередь, скорее обиходный термин, обозначающий местоположения организации, где она в действительности осуществляет свою деятельность. На практике в РФ законодательно дефиниция юридического адреса фонда закреплена в контексте местонахождения его исполнительного органа, который действует постоянно и без доверенности. 
Спешим напомнить, что достоверные данные об адресе фонда — есть залог спокойного осуществления своей деятельности. Не стоит забывать, что Федеральная налоговая служба почти каждый день вносит данные о недостоверности юридического адреса той или иной некоммерческой организации. В этой связи Вам стоит понимать, в каких случаях юридический адрес Вашего фонда могут признать недостоверным. 
В соответствии с законодательством РФ юридический адрес считается недостоверным, если:

  • Направленные письма на массовый адрес организации вернулись с отметкой «организация выбыла» или «за истечением срока хранения»;
  • Адрес находится здании, которое разрушено и снесено; 
  • Юридический адрес НКО определен в объекте незавершенного строительства.

Ресурсный Центр НКО с опорой на многолетний опыт в сфере некоммерческих организаций, может с уверенностью сказать о 5 наиболее распространенных моделях получения и использования юридического адреса для фонда. Так, на практике чаще всего можно встретить следующие ситуации:

  1. Предоставляемые собственником помещения (когда учредитель фонда в то же время является владельцем здания, сооружения и т.п.).
  2. Предоставляемые собственником адреса по договору аренды (банальный найм помещения по договорному отношению «арендодатель – арендатор»).
  3. Предоставляемые по договору субаренды (трехзвенная модель: арендодатель – арендатор – субарендатор (она же организация).
  4. Предоставляемые органом государственной или муниципальной власти в безвозмездное пользование (данный вариант возможен только для социально ориентированных некоммерческих организаций посредством заключения договора безвозмездного пользования помещением).
  5. Предоставленные по договору на оказание услуг предоставления юридического адреса.

Регистрация на собственный домашний адрес

Юридический адрес Фонда — это фактический адрес, по которому находится Фонд, где хранятся учредительные документы организации и где работает исполнительный орган управления Фонда. Адрес места нахождения Фонда содержится в ЕГРЮЛ. Фонд может быть зарегистрирован на домашнем адресе учредителя Фонда.

Для предоставления Фонду юридического адреса необходимо согласие собственника жилого (нежилого) помещения (гарантийное письмо, которое предоставляется в дальнейшем в территориальный орган юстиции) и наличие у него свидетельства о праве собственности на конкретное помещение (копия свидетельства о праве собственности в дальнейшем также предоставляется в территориальный орган юстиции). 

Как Вы можете догадываться, самая частая ситуация та, при которой учредитель предоставляет свою квартиру или дом для юридического адреса своего фонда (пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ). Если Вы желаете поступить таким же образом, следует учесть следующие аспекты:

  1. Помещение находится в собственности учредителя фонда;
  2. Учредитель прописан в нем (в паспорте есть отметка о регистрации);
  3. Имеется согласие всех сособственников квартиры на использование ее в качестве юридического адреса фонда.

Еще одним практически важным вопросом, который может у Вас возникнуть при определении юридического адреса фонда, какими же документами нужно подтвердить наличие заключенного договора или факта предоставления своего адреса. Иными словами, ниже будет представлен примерный перечень документов, которые следует также подавать в регистрирующий орган, чтобы у специалистов Министерства юстиции не возникло повода вынести отказ. 
Документы для подтверждения юридического адреса фонда:

  • Договор аренды (в случае, если помещение предоставляет арендодатель по модели арендных отношений);
  • Гарантийное письмо (выдается арендодателем, в котором подтверждается готовность передать помещение лицу для осуществления той или иной деятельности);
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (информация, кто является собственником помещения, в том числе когда учредитель и является собственником);
  • Свидетельство о праве собственности на помещение (в случае если учредитель предоставляет свою квартиру для использования в качестве юридического адреса, следует приложить копию такого свидетельства);
  • Акт приема-передачи помещения (на практике встречается редко, но бывают случая, когда передаваемое помещение является составной частью большого комплекса помещений).

Опасность регистрации фонда на массовый адрес

Также, при решении вопроса с юридическим адресом фонда, мы настоятельно рекомендуем избегать регистрацию Вашего фонда на массовый адрес. Что же такое адреса массовой регистрации?

Так, массовым адресом (адресом массовой регистрации) принято считать тот адрес, на который зарегистрировано более 10 организаций. Проверить тот или иной адрес на его массовость можно на сайте https://egrul.nalog.ru. Несмотря на то, что такая модель предоставления адреса может представиться вам очень выгодной (с учетом того, что в Москве арендовать помещение стоит намного дороже, нежели «снять» такой массовый адрес), компания Партнер НКО крайне не рекомендует пользоваться ей. Поскольку в противном случае в ходе очередной выездной проверки, ИФНС может внести данные о недостоверности юридического адреса Вашего фонда. 


Наконец, в том случае, если Вы решили сменить юридический адрес фонда, то следует иметь в виду, что эта процедура занимает минимум 1,5 месяца (если адрес меняется внутри одного субъекта РФ). Если же адрес меняется на другой субъект (например, из Москвы в МО), смена адреса проходит в два этапа с обязательным уведомлением Минюста по старому адресу о предстоящих изменения и по итогу спустя, как правило, 3,5 – 4 месяца адрес Вашего фонда будет изменен. 
Что касается необходимых документов при смене юридического адреса фонда, то перечень выглядит приблизительно следующим образом:

  • Заявление по форме Р13014;
  • Протокол;
  • Устав;
  • Документы на новый юридический адрес (смотрите выше).

Таким образом, делаем вывод о том, что юридический адрес Вашего фонда очень важен не только для получения юридически значимых сообщений, но и в целом для взаимодействия с контрагентами и партнерами. Важно придерживаться нескольких банальных правил, описанных выше, и в таком случае проблем с юридическом адресом фонда при государственной регистрации быть не должно. Так или иначе, Ресурсный Центр НКО всегда готов прийти на помощь в подготовке документов как при первичной государственной регистрации Вашего фонда, так и в случае необходимости смены юридического адреса некоммерческой организации. 


Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК), 8(812)629-00-03 (СПБ), 8(800)100-60-71 (по России).

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России


 

Вам также может быть интересно: 

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.