ВАЖНО! Сейчас Минюст не ведет прием, но можно подать через ЭЦП.

Усиленную ЭЦП нельзя выпустить без живого удостоверения личности.

НАША КОМПАНИЯ РАБОТАЕТ ШТАТНО! Как лидеры рынка Мы получили право на выпуск ЭЦП с дистанционным удостоверением личности. Наши клиенты могут: 

Пошлина и Нотариус не требуются. Скидки 30% пока карантин...

  • Регистрация НКО - 15000 рублей.
  • Удаленно через ЭЦП, скидка 30%
  • Сегодня Минюст и Налоговая работают!
  • Бух.учет от 1500 р. в месяц.

8 (800) 100-6071

Принудительная ликвидация НКО

вернуться назад
Анастасия
Старший юрист
Эксперт регистрации НКО

Принудительная ликвидация некоммерческой организации Минюстом и дисквалификация руководителя и участников НКО.

Ликвидация некоммерческих организаций является процессом прекращения существования организация, при этом право собственности не передается третьим лицам. При этом вносится изменение в Единый государственный реестр юридических лиц, а юридическое лицо прекращает свое существование. 
Принудительная ликвидация некоммерческих организаций в судебном порядке. 
На данный момент все больше Средств массовой информации (СМИ), руководителей некоммерческих организаций и экспертов обращают свое внимание на ситуации связанные с принудительной ликвидацией организаций Минюстом путем подачи соответствующего искового заявления в суд. За последнее время выработалась стандартная практика как со стороны Минюста, так и со стороны суда. В данной статье представим вам стандартные ситуации, с описанием оснований выбранных инициаторами ликвидации и описание оснований, которыми руководствуется суд при вынесении решений. Ситуация касается только случаев, когда инициатором ликвидации был государственный орган или орган местного самоуправления. 

Кто может инициировать ликвидацию некоммерческой организации в судебном порядке?

С исковым заявлением в суд о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться лица, которые связаны с деятельностью организации – это могут быть учредители, члены или участники организации, а также государственный орган или орган местного самоуправления. Это может быть Министерство юстиции, налоговые органы или прокуратура. Законодательство предусматривает своего рода пропорциональность. С заявлением в суд о ликвидации общероссийской общественной организации или международной организации в суд вправе обратиться исключительно Генеральный прокурор. Данное право предусматривает закон об общественных объединениях. Соответственно подобные заявления о ликвидации некоммерческих организаций вправе внести прокуроры субъектов РФ. Городские, районные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур с заявлением о ликвидации некоммерческой организации не вправе подавать.Такое же правило применяется в случаях с Минюстом России: с иском в суд о ликвидации международной организации или общероссийской общественной организации вправе обратиться Минюст России. Данное правило предусмотрено также законом об общественных объединениях. Аналогичное заявление в отношении межрегиональной, региональной или местной общественной организации или иного общественного объединения вправе подать в суд территориальные органы Минюста России. 
Как показывает практика, в судебные органы с исковыми заявления с требованиями  принудительной ликвидации Некоммерческих организаций обращаются:
  • Министерство юстиции
  • Органы налоговой службы
  • Прокуратура

Причины принудительной (судебной) ликвидации некоммерческой организации? 

Правовая основа принудительной ликвидации закреплена в Гражданском кодексе (статья 61), законе «О некоммерческих организациях» (статья 32), законе «Об общественных объединениях» (статья 44). 
Эти правовые основы касаются ситуаций, когда:
  1. Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  2. При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки  касаемо законодательства, если эти нарушения носили неустранимый характер
  3. Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  4. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  5. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  6. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  7. Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными илигрубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  8. Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  9. Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; 
  10. Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушений, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации. 
Министерство юстиции вправе обратиться с исковым заявлением в суд и требовать ликвидации некоммерческих организаций в случае, если организация неоднократно не представляет в установленные законодательством сроки или по запросу Минюста следующие данные: 
  • О деятельности организации с обязательным указанием на  наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ); 
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решения высших органов управления и единоличного исполнительного органа, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме; 
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранных источников, о целях расходования данных денежных средств, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественную организацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или же создала реальную угрозу причинения такого вреда.

Дисквалификация лиц при принудительной ликвидации НКО

Не стоит рассматривать принудительную ликвидацию, как бесплатную альтернативу добровольной ликвидации некоммерческой организации. Высока вероятность, что по итогу такой ликвидации физических лиц записанных в ЕГРЮЛ дисквалифицируют на 3 года, запретив им создавать любые юридические лица. Если физическое лицо записано в ЕГРЮЛ другой организации, её тоже надо ликвидировать или выйти из этого юридического лица, но выход не всегда возможен. Например единственный дисквалифицированный учредитель уже не сможет провести собрание и принять решение, т.к. он дисквалифицирован, остается ждать принудительной ликвидации и этого юр. лица.

Дисквалификация касается в первую очередь руководителя некоммерческой организации, который допустил грубые нарушения.

Но часто дисквалифицируют и учредителей в ЕГРЮЛ, т.к. они допустили неправомерные действия руководителя, которого сами избрали и несут за него ответственность.

Отменить потом дисквалификацию практически невозможно. Такие физические лица находятся в "черном списке" все три года!

Особенности судебной практики принудительной ликвидации некоммерческой организации? 

Если проанализировать правовой принцип законодательства Российской Федерации, учитывая наличие судебной практики по этим вопросам, то можно заметить некоторые особенность, которые учитываются судебными органами при принятии решений при ликвидации некоммерческих организаций. Суд, когда рассматривает иск о ликвидации, причиной которой явилась деятельность некоммерческой организации с постоянными нарушениями действующего законодательства, обязан изучить специфику, а также продолжительность таких нарушений, а также всю в последнем осуществляющую деятельность некоммерческой организации. Однако, организация не могут ликвидировать в судебном порядке в случае, если организация допустила нарушения малозначительного характера, а также негативные последствия данных нарушений были упразднены. 
В случае, когда суд рассмотрит исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации, и на данный момент юридическое лицо устранила нарушения (к примеру, представила в Министерство юстиции отчеты за предыдущий период о проделанной работе, которые должны сдаваться ежегодно), то суд должен отказать в принятии такого искового заявления. Основанием отказа является то, что нарушение ставшее причиной обращения в судебные органы, не затронуло права и интересы других лиц. Российским судом также учитывается позиция, изложенная Верховным судом, а именно необходимо принимать во внимание малозначительность допущенных нарушений в деятельности Некоммерческих организаций. Например, суды не принимают во внимание выявленные несоответствия устава Некоммерческой организации закону. 

Стандартные ситуации ликвидации НКО в принудительном порядке.  

В настоящей практики ликвидации некоммерческих организаций в принудительном порядке (судебном) государственными органами или органами местного самоуправления отсутствуют случаи ликвидации, связанные с разовыми нарушениями закона.
Выделим наиболее стандартные случаи, когда государственные органы вправе обратиться в суд с требованиями о ликвидации некоммерческой организации: 
  • Грубое нарушение действующего законодательства в деятельности Некоммерческой организации; 
  • Неоднократный характер нарушений законов Российской Федерации, в их числе и информационная закрытость в деятельности Некоммерческой организации; 
  • Деятельность некоммерческой организации, которая препятствует достижению цели, ради которой создана эта организация. 
1. Нарушение требований организационно-правовой формы, которая установлена для Некоммерческих организаций (к примеру, определение с организационно-правовой формой с нарушением закона, неправильное количество учредителей при создании Некоммерческой организации в соответствии с законом).
Например, обстоятельством, которое может стать основанием для ликвидации НКО является неоднократное (дважды) неисполнение некоммерческой организацией законного требования территориального органа Министерства юстиции о необходимости реорганизации Организации. 
 
2. Неоднократное нарушение требования Министерства юстиции о предоставлении информации о деятельности Некоммерческой организации, в том числе требование об отчетах о деятельности организации за прошедшие периоды. 
Например, правонарушение, которое суд считает основанием для ликвидации организации: отсутствие в территориально органе Министерства юстиции отчетности о деятельности Некоммерческой организации, а также отсутствует информация о том, что организация что-либо сделала, для того чтобы устранить нарушения действующего законодательства по предоставлению информации. 
Пример из судебной практики: Верховным Судом Российской Федерации была ликвидирована Общероссийская общественная организация «ИКС». Основанием является обращение с исковым заявлением в суд Министерством Юстиции Российской Федерации с требованиями о ликвидации данной организации ссылаясь на неоднократное и грубое нарушение законодательства РФ, которое раннее послужило основанием для приостановки деятельности организации, а также не устранение данных нарушений в установленный срок. На момент проведения проверки Организации и после нее организацией не были представлены, запрашиваемые Министерством юстиции, документы – финансовый план (смета) по реализации имущества Организации, а также документы, которые отражают источники финансирования организации за последние 4 года. Также Минюсту не были представлены документы, которые подтверждают прохождение регистрации членов Организации в качестве юридического лица. В организации были допущены существенные нарушения закона, а именно организация не уведомила Министерство юстиции об изменении сведений о руководителе организации (лицо, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности), действующий устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а органы управления некоммерческой организации не осуществляют возложенные на них обязанности.  
 
3. Неоднократное нарушение  требований действующего законодательства при осуществлении деятельности некоммерческой организацией. 
Например, обстоятельством, которое может стать основанием для ликвидации НКО: если некоммерческая организация использует символику, которая совпадает с государственной символикой Российской Федерации; использует и выдает бланки  удостоверений, которые схожие с бланками удостоверений государственного образца; вручает награды, которые схожи с государственной наградой; присваивает звания при отсутствии на это соответствующих полномочий; осуществляет деятельность, которая не предусмотрена уставом организации; дискриминирует отдельных граждан по установлению размера  членских взносов.
Пример из судебной практики: Верховный суд Российской Федерации ликвидировал, по требованию Генерального прокурора, Общероссийскую общественную организацию «Х». Основанием для ликвидации явилось позиционирование организации себя как государственной структуры, которая наделена соответствующими полномочиями. Данная организация обладала символикой, которая совпадала с государственной, и не регистрировала ее в установленном законом порядке; выдавала различные удостоверения, которые совпадал с удостоверениями государственного образца; пользовалось наименованием, которое не было предусмотрено уставом Организации, тем самым создавала видимость государственного органа; вручала награды, которые имели схожие названия и внешние сходства с наградами государственного образца; присваивала различные ученые степени и звания, при этом не являясь академией наук. Кроме этого, организация не предоставляла вовремя информацию о продолжении деятельности и об изменении адреса Организации, нарушила принципы равенства членов Организации, освободив отдельных членов организации от уплаты членских взносов. Данная организация создала коммерческие структуры, осуществляла предпринимательскую деятельность, а также получила несколько лицензий на осуществление деятельности, которая не предусмотрена уставом некоммерческой организации. Результатом таких грубых нарушений действующего законодательства и принципов создания некоммерческих организаций стало формирование мнение в нашей стране, а также на международном уровне о том, что данная организация реализует государственные функции. В связи с этим ликвидация данной некоммерческой организации явилась мерой защиты нарушенных прав и законных интересов других лиц.
 
4. Грубые нарушения конституционных прав. 

Последствия ликвидации Некоммерческой организации в принудительном порядке. 

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о том, что вследствие ликвидации юридического лица прекращается его деятельность, а права и обязанности не переходят другим лицам в порядке правопреемства. После того, как такое судебное решение вступает в силу некоммерческая организация исключается из реестра исключительно на основании такого решения суда. В законную силу решение суда вступит через один месяц, когда истечет срок на апелляцию, если решение не было обжаловано. 
Суд имеет право возложить обязанности по ликвидации НКО на учредителей. В случае если решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполняется, то ликвидация осуществляется арбитражным управляющим за счет имущества НКО. В случае, если у организации недостаточно средств на ликвидации, то расходы могут быть возложены на учредителей некоммерческой организации солидарно. 
Итак, если проанализировать действующее законодательство в сфере деятельности и регистрации Некоммерческих организаций, а также и судебную практику, то можно прийти к выводу, что к ликвидации Некоммерческих организаций  в суде по инициативе Минюста и иных государственных органов выдвигаются достаточно конкретные  формальные рамки, а именно:
  • Непредставление отчетности о деятельности Некоммерческих организаций в срок, предусмотренный действующим законодательством; 
  • Неоднократное нарушение требований Министерства юстиции о предоставлении информации о деятельности Некоммерческой организации;
  • Требования закона при создании некоммерческих организаций, связанные с неверным выбором организационно-правовой формы НКО, а также выполнение других требований закона при создании Некоммерческой организации; 
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, нарушая положения учредительных документов (порядок формирования и осуществления деятельности органами управления организации; осуществляет деятельность, которая не соответствует целям создания НКО; если у некоммерческой организации есть положения, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства); 
  • Грубое нарушение действующего законодательства, в том числе Конституции (к примеру, осуществление экстремистских действий, создающих угрозы правам и свободам человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации). 
Однако, если не брать во внимание позицию судебных органов о важности оценки значительности нарушений и последствий таких нарушений для прав и интересов граждан, судебная практика складывается по-другому. 
Если Некоммерческая организация до момента судебного разбирательства о ликвидации не устранила нарушения, то такую некоммерческую организацию ликвидируют. Грубое нарушение законодательства является наиболее серьезным основанием для ликвидации некоммерческой организации.  
Имя:
Текст:

Другие статьи:

09:54 05/05/2020 г.
Регистрация НКО онлайн, через ЭЦП. Осуществляется через сайт гос.услуг и программный комплекс Минюста. МЫ можем удаленно выпустить ЭЦП, подать и получить документы. Стоимость составляет всего 15000 рублей. Нотариус и пошлина при такой подаче не нужны!
11:10 31/03/2020 г.
Рассмотрим 3 категории льгот для НКО. Кто имеет право на льготы некоммерческим организациям и как их получить. По каким налогам есть льготы для НКО. Какие требования на конкурсе субсидий НКО. Какие льготы доступны только социально ориентированным некоммерческим организациям.
10:14 03/02/2020 г.
Что такое некоммерческое партнерство и почему его нельзя зарегистрировать в 2020 году? 3 вида изменений, которых нужно избежать, чтобы сохранить статус некоммерческого партнерства. Эксперт в сфере регистрации НКО прояснит вопросы членства и руководства в некомммерческом партнерстве, порядок его реорганизации и ликвидации.
14:42 30/01/2020 г.
Что такое символика некоммерческой организации, какие предусмотрены ограничения и как правильно описать ее в уставе, чтобы избежать отказа в государственной регистрации? На эти вопросы отвечает практикующий юрист, объяснив особенности регистрации на примерах и судебной практике.
10:54 30/01/2020 г.
Имущество – экономическая основа деятельности некоммерческой организации. Опытный эксперт в сфере регистрации НКО разъясняет отличие права распоряжения имуществом в различных типах организаций, его виды, а также порядок, источники формирования и вопросы передачи имущества.
14:37 30/12/2019 г.
Зачем нужны некоммерческие организации инвалидов? В каких формах и в каком порядке они могут быть созданы? Какие существуют особенности в их деятельности и какие льготы имеют такие НКО? На эти и другие вопросы подробно, объяснив на примерах, ответит эксперт в сфере регистрации некоммерческих организаций различных типов.
13:40 23/12/2019 г.
Не знаете какую форму профессиональной НКО выбрать для создания? Описание типов профессиональных НКО: образовательных, в том числе профессионального образования, медицинских, спортивных, профсоюзов. Разъяснение практикующего юриста о различиях их деятельности, требованиях к учредителям и уставу, особенностях государственной регистрации.
15:22 10/12/2019 г.
Все, что Вы хотели знать о главном законе, регулирующем деятельность некоммерческих организаций (НКО) - ФЗ №7 "Об НКО" в последней редакции. 16 причин, почему закон важен для Вас. Подробный постатейный разбор основных вопросов об учреждении НКО, формировании наименования организации, устава и других документов.
21:40 27/11/2019 г.
Чем может заниматься НКО и как определить уставную деятельность некоммерческой организации? Подробно ответим на этот вопрос и расскажем, как важно для НКО соблюдать свои уставные цели. И что надо делать, чтобы Минюст не ликвидировал НКО за нарушение уставной деятельности. Рассмотрим какие бывают социальные цели у НКО и является ли коммерческая деятельность уставной.
10:54 17/10/2019 г.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с тем, что учредители и лица, участвующие в деятельности некоммерческих организаций путают цели и предмет деятельности с ОКВЭДами.
Все статьи