• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Президент. Эксперт по социальным проектам

Обязательный, инициативный, экспресс
Официально, надежно, оперативно и интеллигентно
Позвонить: 8 (800) 100-42-36
esg консалтинг развитие НКО деятельность НКО

Принципы политики ESG и проблемы повестки в 2024 году

Повестка ESG или принципы устойчивого развития актуальны в 2024 году как никогда. В рейтинге ESG агентства АКРА (ACRA) в 2020 году было всего 25 крупнейших компаний России, сейчас более 150. Ключевым российским организациям требуется трансформация для работы по принципам ESG. Для улучшения индексов ESG, компании меняют принципы взаимодействия с контрагентами, сотрудниками и обществом. Кроме извлечения прибыли, на передний план выходят экологические и социальные аспекты деятельности, открытость и устойчивость бизнеса.

ESG стандарты важны не только крупным организациям в России, их партнеры из среднего и малого бизнеса могут нести в себе риски ESG, что приведет к потере действующих и потенциальных контрактов. А принципы ESG инвестирования будут влиять на весь экономический сектор. Вложение физических лиц в инвестиционные инструменты выросло в десятки раз, этот сектор самый динамичный и больше других обращает внимание на социальное лицо компании.

Я опишу проблемы с реализацией ESG в России в 2021, практические шаги по реализации и примеры на своем опыте. Для начала думаю стоит представиться.

Горячев Александр – руководитель компании Партнер-НКО и эксперт по реализации социально-ориентированных проектов в России. Со своей командой из 40 специалистов и 9 экспертов сопровождаем более 1000 НКО. Дважды принимали удачное участие в реализации ESG повестки и несколько раз наблюдали за ошибками в трансформации.

Если решили, что два удачных проекта ESG это мало, начну с проблем ESG в России.

Проблемы реализации ESG в России

Почти полное отсутствие практиков в России.  Срок актуальности ESG повестки меньше года. Сегодня трансформируется более 300 крупнейших организаций в России. Год назад это число составляло 40. Свободных и опытных специалистов в этой узкой области просто нет.

ESG состоит из трех главных направлений, если коротко:

E – Экология и окружающая среда

S – Социальная ответственность перед сотрудниками, контрагентами и обществом

G – Устойчивое развитие, благодаря открытости бизнеса и надежности для инвесторов

Партнер-НКО, работая в направлении создания, сопровождения и развития некоммерческих организаций, помог реализовать более 200 социально-ориентированных мероприятий, в том числе:

  • Экологические по защите животных и флоры
  • Экологических по переработке отходов
  • Экологических по внедрению альтернативных продуктов
  • Медицинских разработок и исследований
  • Научных проектов
  • Создание профсоюзов в современном формате
  • Общественные спортивные и культурные мероприятия
  • Создание отраслевых ассоциаций и союзов
  • Мероприятия по защите прав вместе с авторитетными адвокатами России и агентствами
  • И многие другие, более чем за 15 лет.

Негосударственных конкурентов в моем узком сегменте на 2020год просто не было. Мы развивались как устойчивая и полукоммерческая структура с динамикой роста примерно 100% в год. Устойчивая, но непонятная консалтинговая компания в глазах коллег по сектору.

В итоге, на конец 2020 крупнейшие участники сектора:

Фонд президентских грантов

Гранты мера Москвы

Фонд Потанина

Прочие государственные или внутрикорпоративные структуры

Они были полностью ориентированы на общественные проекты или свои внутренние задачи. Консалтинговых структур в этом секторе почти не было.  

Отсюда главная проблема. Более половины корпораций занялись самодеятельностью с нуля, опираясь на своих сотрудников или на внешних индивидуальных исполнителей.

Несбалансированные индексы рейтинга ESG у компаний яркое тому подтверждение.

Вторая главная ошибка! Начало реализации повестки ESG с более понятного для компании места.

Причем это место возникало вследствие опыта в бизнесе, а не в знаний экологии или социальных проектов.

Верная последовательность такова:

  1. Анализ достижимых социальных целей для компании и их приоритет
  2. Разработка и публикация ESG политики
  3. Определение направлений
  4. Создание структур по реализации направлений
  5. Назначение задач созданным структурам
  6. Формирование мероприятий для реализации каждой из задач
  7. Разработка регламента и ответственных на каждом из мероприятий

Но не наоборот! В итоге без разработанной политики и созданных структур, назначаются мероприятия и ответственные лица. Опыт показал, что 70% ESG направлений реализуются через некоммерческие организации, и получается, что уже назначенные ответственные лица не имеют опыта в некоммерческом секторе. Несколько неопытных управленцев формируют некоммерческую организацию, допуская грубые ошибки. Поиск виновных приводит к внутрикорпоративным конфликтам и полной парализации работы. Получаем - лебедь, рак и щука.

Причем ошибка допускается на фундаментальном уровне, например, создании Благотворительного фонда, вместе Фонда развития.

Третья главная ошибка! Создание структур, которые не опираются на практику. Еще пример. Регистрация некоммерческих организаций, которые не проходят правовую экспертизу в Минюсте. Вместо доработки и признания ошибок и отсутствия достаточного опыта, привлечение административного ресурса и «пропихивание» сомнительных положений устава в Минюсте. Это может и уместно в бизнесе с коммерческой тайной и старом закрытом формате. Но принципы ESG этого не терпят. Открытость и публичность один из главных принципов. В итоге личные амбиции корпоративных исполнителей дискредитируют всю компанию. Итог работы под сукно не уберешь, а если это сделать, работа становится абсолютно бесполезна!

Немного эмоционально, но правда. Сформировав команду экспертов-практиков не раз выслушивал неопровержимое мнение теоретических изысканий специалистов. Доводы, что так не работает, ходили и знаем, не принимаются.

Думаю, общая картина сегодня с ESG стала понятна. Давайте постараюсь помочь, на примере нескольких кейсов с пошаговыми пояснениями.

Важно! Это личный опыт моей команды. Если Вы с чем-то не согласны, отлично! Пишите в комментарии с пометкой ESG для Горячева Александра! Разберу, возможно улучшу материал. ESG стандарты в России только формируются. И направление для меня очень ценно!

Первый шаг - это начало реализации ESG в компании.

Постараюсь немного упростить описание. У меня нет целей рассказать Вам как самому взять и реализовать ESG в компании. Скорее сформировать общее понимание правильности его развития и возможность объективно оценить существующие инструменты. Какие инструменты бывают и возможность использовать дополнительные на сегодняшний день.

Разработка и публикация ESG политики

С этого стоит начать. Предварительно провести анализ какие из ESG принципов для компании важнее. Т.е. какая буква в ESG будет на первом месте и втором.

Цель – таким образом вы определите для корпорации главную цель.

Формирование принципов ESG компании

Коммерческая организация имеет в уставе одну главную цель. Получение прибыли в интересах бенефициаров. Важно заявить, что эта цель не единственная, и при получении прибыли компания руководствуется принципами, которые не нарушает. Т.е. декларирует публично собственные правила.

Первый принцип стоит во главе компании, последующие на ним. Компания декларирует соблюдение принципов при своем развитии. Приведу понятные примеры:

  • Принцип экологической ответственности в реализации своих товаров и услуг.
  • Принцип построения долгосрочных отношений и устойчивого развития сектора, взаимодействуя с акционерами, контрагентами, государством и обществом.
  • Принцип соблюдение прав человека и стремления снятие барьеров для всех групп, культурных, расовых, гендерных. Всех в общем.
  • Принцип ответственности перед обществом и сотрудниками, инициативного участия в развитии стандартов отрасли и принятых на себя обязательств
  • Принцип ответственного финансирования и конкурентоспособности через открытую экономическую модель, помощь в трансформации ESG клиентов и контрагентов. Контроль ESG рисков у контрагентов
  • Принцип уважения к частной жизни и персональным данным, уважение частных клиентов. Инновационные разработки при учете ESG ценностей

Думаю, достаточно. Принципы ESG примерно у всех одинаковы. Это своего рода ESG библия, положа на которую компания произносит похожую речь.

!Главное, последовательность. Публично начать с тех принципов, которые для компании будут в приоритете и фиксация других, которые компания считает важными.

Факторы ESG или Сфера ESG

На этом этапе Вы определяете вес каждого из факторов или разделение сферы ESG

Главная цель была понятна с самого начала, но какую долю она будет занимать каждое из них декларируем на данном этапе. И вот тут случается самое интересное.

Компания старается вычислить и спрогнозировать в деньгах это самое разделение. Отлично. Посчитали и выкинули в корзину. Заново. ESG в деньгах и бюджете не измеряется. И заявлять в политике бюджеты глупо, особенно в России.

Просчитать бюджет на этапе формирования политики НЕВОЗМОЖНО! Это политика, а не готовой бюджет.

Нужно определить просто вес в % каждого из фактором. Причем корректней % опубликовать не в цифрах, а в пречислении проблем, которые компания намерена решить. Некоторые проблемы звучат, как цели в нашей стране, приведу основные из них:

  • Борьба с изменением климата
  • Ответственное потребление
  • Чистая энергия
  • Качественное образование
  • Инновационная инфраструктура
  • Гендерное равенство
  • Качественное образование
  • Устойчивое развитие
  • Здоровье и физическое благополучие
  • Достойная работа и реализация
  • И.т.д.

Они в большинстве совпадают с Целями устойчивого развития ООН. Вес фактора формируется параллельно с определением направлений и количества мероприятий по мероприятиям.

Да, это самый сложный момент. Можно предварительно определить вес в %, далее его убрать, когда будут сформированы все мероприятия.

Приведу два примера:

  1. Добывающая компания.  Для нее первый фактор будет E-экология. Т.к. в ней у компании больше рисков. На него выделяется примерно 46% мероприятий по направлениям. В добывающей промышленности сложные условия труда у рабочих, 34% мероприятий по направлениям направим на S-социальную ответственность. Не отказываемся от прозрачности бизнеса и G-устойчивого развития и 20% мероприятий направляем на него
  2. Банк. В России проблемы с доверием к банковскому сектору, открытости экономики и прозрачности услуг банковского сектора, 42% мероприятий направляем на G-устойчивое развитие. Банк тесно связан с аграрным сектором и вопрос E-экологии для него важен и получает 37% мероприятий по направлениям. 21% - мероприятий направляет на социальную ответственность, прежде всего с сотрудниками и клиентами.

Видно, что для компаний из разных секторов экономики факторы имеют тоже разное значение.

Направления при реализации ESG политики

Внутри каждого из направлений в будущем сформируются мероприятия. В политике их можно определить просто как общие задачи.

На этом этапе можно определиться с ответственными лицами по направлениям, но не глубже.

Направления зависят от количества задач и их веса. Направление можно разбить на задачи, которые можно реализовать внутри самой компании и через финансирование внешних структур.

Коммерческая организация физически и юридически не может реализовать всё сама. 50-70% мероприятий реализуются через некоммерческие организации, АНО и ФОНДЫ, в меньшей степени Ассоциации и общественные организации.

Если требуется некоммерческая организация с программой на одно-два мероприятия, не лучшее решение создавать собственную. Обозначенные проблемы с опытом никто не отменял, финансирование проекта просто съедят административно-хозяйственные расходы. Напротив, ключевые структуры нельзя терять из управления. Инвестирование в ESG начинается для компаний от 200млн в год. Потеря полного контроля над финансированием ключевого направления – плохая идея. Надо соблюдать баланс.

Важно! Все формы НКО разные и имеют разные функции и возможности. Запихнуть всё в один Фонд развития тоже не выйдет.

Мероприятия и задачи ESG политики

На этом этапе Вы расширяете направления с мероприятиями, вторичными мероприятиями. В направлениях они будут заключительными. Это позволит добавить гибкости в политику. Важно добиться баланса и сформировать акцент на главных задачах, полностью не забыв о вторичных.

Окончательный список задач и в каких направлениях их будет решать компания определяет характер деятельности структуры и точно определить внутренних и внешних ответственных лиц.

Если формируется 8 направлений, часть из них реализуется внутри компании или наоборот, только внешней НКО. Назначать более 12 ответственных лиц в реализации ESG политики нет смысла. На практике следующий уровень лиц они выбирают сами. Важно помочь определиться ответственным лицам с экспертами, которые помогут им реализовать мероприятия и направления.

Факт децентрализации, публичности и открытости в реализации ESG политики добавляет очков компании. Публичный конкурс по программам в мероприятиях по направлениям, привлечение публичных экспертов, формирование открытых грантов на реализацию задач ESG, получить публичную поддержку в сетях, отличная идея.

Все взять и сделать самим в закрытом формате, без ежемесячной отчетности и самим принять решение о своем успехе, идея отвратительная.

Заключение

В 2021 году 200 компаний попадают в ESG рейтинг, но даже не имеют опубликованной ESG политики на сайте. Впереди большая работа. Сбербанк задал тон опубликовав ESG политику 27 июля 2021г. Я постарался описать верные принципы ее формирования, есть что добавить, обязательно пишите в комментарии. Для меня сейчас это направление №1.

 

В следующем материале опишу как реализовать ESG через проекты с НКО, на примере создания АНО и Фондов развития и управлением через них рейтингом ESG.

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.