• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Юрист

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Регистрация СМИ от 19 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*работаем по всей России
изменения НКО благотворительность сотрудники НКО

Обновленный Закон о добровольчестве и благотворительной деятельности. Полный разбор всех изменений

Владимир Путин утвердил новые правила работы с добровольцами. Это самая масштабная модификация закона 135-ФЗ с 1995 года — текст изменений занял 24 страницы. Юрист группы компаний «Партнер НКО» Алина Антропова подготовила для вас полный разбор всех изменений (Федеральный закон от 27.11.2023 № 558). Смотрите, как будет работать добровольческая деятельность и какие меры поддержки появятся у волонтеров с 1 января 2024 года.

Волонтеры НКО помогают социальным проектам

В ноябре 2023 года Государственная дума Российской Федерации во втором и третьем чтениях приняла Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «О благотворительной деятельности».

Практика показывает, что отдельные нормы № 135-ФЗ требовали уточнения и развития. Реальная жизнь развивается быстрее, чем писаные законодательные нормы. Чаще всего поправки в закон не выявляют для общества какие-либо новые идеи, а лишь закрепляют уже сложившийся и проверенный временем порядок вещей.

В статье мы рассмотрим ключевые изменения в законе и попробуем спрогнозировать, как они отразятся на жизни волонтёров и благотворителей.

Новые участники волонтерской деятельности в России

Союзы добровольческих организаций и ресурсные центры стали новыми участниками волонтерской деятельности. Напомним, что по старой версии к ним относили волонтеров, организаторов добровольческой деятельности и добровольческих организаций. Изменения отражены в статье 5 № 135-ФЗ, изложенной в новой редакции.

На практике ресурсные центры и ассоциации волонтеров играют системообразующую роль в сфере волонтерства. Ассоциации волонтеров объединяют волонтёрское сообщество, выступают связующим элементом между отдельными волонтерами или волонтерскими организациями и государством, бизнесом, создают инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой деятельности. Как правозащитные организации они отстаивают интересы своих членов, способствуют созданию комфортной правовой среды для занятия волонтерством.

На территории Российской Федерации созданы десятки ассоциаций добровольческих организаций, среди которых выделяются такие гиганты, как Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) и Союз волонтерских организаций и движений (СВОД).

Ассоциация волонтерских центров, учреждённая 27 мая 2014 года в Москве по инициативе Владимира Владимировича Путина с целью сохранения и укрепления волонтерской программы Сочи-2014, объединяет на основе членства самые крупные общероссийские, межрегиональные и региональные организации волонтеров и выполняет координирующую роль в развитии волонтерского движения на всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день АВЦ объединяет 169 членских организаций, действующих в 85 регионах России, более 1100 партнеров-организаций и более 3,5 миллионов отдельных волонтеров. Сложно переоценить степень влияния АВЦ на российское общество и на отношение к волонтерской деятельности среди населения. АВЦ удалось сформировать разветвлённую инфраструктуру ресурсных центров добровольчества во всех регионах РФ.

Франшиза «Добро.Центров» и ее преимущества

Ассоциация волонтерских центров планирует к 2024 году объединить все волонтерские центры в социальную франшизу «Добро.Центры» для развития городских соцпроектов при поддержке АВЦ. «Добро.Центры» базируются на портале ДОБРО.РФ – экосистеме IT-сервисов, работающей с 2016 года (за 6 лет на портале зарегистрировалось 3,5 миллиона волонтеров и 44 тысячи организаций добровольцев).

Сеть «Добро.Центров» уже на сегодняшний день является социальной франшизой федерального масштаба. Для получения франшизы нужно подать заявку через портал ДОБРО.РФ, пройти обучение и защитить проект развития своего «Добро.Центра». По результатам прохождения обучения лучшие организации допустят к подписанию безвозмездного лицензионного договора с АВЦ на использование франшизы.

С франшизой «Добро.Центра» организации смогут:

  • повысить свою общественную значимость;
  • получить доступ к CRM-системе и другим сервисам платформы ДОБРО.РФ;
  • обучать команду специалистов, в том числе путём предоставления доступа к базе знаний портала ДОБРО.РФ;
  • оказывать маркетинговую поддержку. Например, у организации будет право на использование известного логотипа;
  • привлечь спонсоров и партнеров.

В центрах на базе АВЦ граждане смогут бесплатно пройти обучение, проработать социальный проект и получить под него помещение, что приведёт к повсеместному развитию добровольческого движения на местах.

Франшиза «Добро.Центров» будет способствовать развитию волонтерской деятельности на территории Российской Федерации, а число таких «Добро.Центров» будет с каждым годом увеличиваться. Это прорыв в сфере волонтерства, ставший возможным именно благодаря Ассоциации волонтерских центров.

Ассоциация НКО СВОД, созданная в 2009 году, объединяет 15 крупнейших волонтерских движений, организует работу 38 000 добровольцев в 20 регионах Российской Федерации. Несмотря на то, что размах деятельности организации не имеет таких же масштабов, как в случае с Ассоциацией волонтерских центров, СВОД всё же оказал неоценимое влияние на развитие волонтерства за 14 лет своего существования. СВОД как эксперт подготавливал и редактировал действующие федеральные и региональные документы, регулирующие волонтерство. Союз волонтерских организаций и движений демонстрирует правозащитную функцию ассоциаций добровольческих организаций.

В связи с неоценимой важностью для волонтерского сообщества существования таких Организаций как АВЦ И СВОД их статус нашел закрепление в № 135-ФЗ для расширения возможностей осуществления такими организациями уставных целей.

Новое определение добровольческого ресурсного центра

Помимо ассоциаций добровольческих организаций, появилось определение добровольческого ресурсного центра как субъекта добровольческой деятельности.

Ресурсный центр (РЦ) – региональная некоммерческая организация, оказывающая комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой деятельности наряду с ассоциациями добровольческих организаций. Первые РЦ были созданы в связи с выполнением поручения Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета от 16.01.2019 года). Под контролем Росмолодежи, АВЦ и органов исполнительной власти субъектов РЦ появились сразу в 85 регионах Российской Федерации.

Исходя из определения, основная функция Ресурсного центра добровольчества – оказание поддержки другим участникам волонтерской деятельности для развития добровольчества на территории конкретного региона. Любая НКО, образовательная, социальная или бизнес-структура может обратиться за услугами в РЦ добровольчества. Благодаря ресурсным центрам на региональном уровне появляется эффективная система поддержки добровольчества, которая постоянно развивается.

Основные направления работы региональных ресурсных центров:

  • проведение социологических исследований в области добровольчества, разработка аналитических материалов в этой сфере;
  • повышение компетенции участников волонтерского движения;
  • предоставление помещений для волонтерства;
  • нематериальное поощрение граждан-волонтеров (медали, награды и так далее);
  • информационная поддержка волонтерства, создание механизмов вовлечения граждан в волонтерскую деятельность;
  • консультирование добровольцев и организаторов добровольческой деятельности;
  • организация системой работы с муниципалитетом;
  • введение и сопровождение реестров, баз данных в сфере добровольчества;
  • организация взаимодействия между добровольцами, организациями добровольцев, органами исполнительной власти и государственными учреждениями, иными НКО, средствами массовой информации и бизнесом с целью создания благоприятных условий для развития добровольчества в Российской Федерации.

Создание ресурсных центров повлияло на количественный рост волонтерства и качественные изменения в деятельности волонтеров.

Таким образом, закрепление статуса ресурсных центров и ассоциаций добровольческих организаций в законодательстве позволит этим центрам в будущем получать последовательную материальную поддержку со стороны властей субъектов Российской Федерации.

Коммерческие юрлица тоже смогут организовать добровольчество

Организаторами теперь могут быть не только НКО, но и иные юридические лица. Изменение вызвано необходимостью присвоения коммерческим организациям, активно участвующим в волонтерской деятельности, статуса «волонтерских». До вступления в силу поправок в № 135-ФЗ уже более трёх тысяч коммерческих организаций приняло участие в популяризации и развитии корпоративного волонтерства. Например, в Торгово-промышленной палате РФ создали Национальный Совет по корпоративному волонтерству и Совет по устойчивому развитию, КСО и волонтерству. В ОАО «РЖД» волонтерское движение насчитывает уже свыше 90 тысяч сотрудников, в «Росатоме» – 70 тысяч сотрудников. Недооценить значимость таких организаций в волонтерской деятельности невозможно. В связи с этим, внесение изменений в сферу регулирования организаторов добровольческой деятельности всегда было лишь вопросом времени.

Разумеется, различия в статусе коммерческих и некоммерческих организаций-организаторов будут сохраняться. Тем не менее, указание на возможность для коммерческих организаций быть организатором волонтерской деятельности является большим шагом вперёд.

Взаимодействие волонтёров с государственными органами

Поправки в № 135-ФЗ существенным образом затронули и уточнили полномочия органов государственной власти и МСУ в контексте волонтерской деятельности.

Красной нитью через текст закона проходит мысль о необходимости регулирования на региональном и муниципальных уровнях взаимодействия между органами власти и подведомственными им организациями, а также участниками волонтерской деятельности с учётом отраслевого принципа (см подпункт 3 пункта 3 № 135-ФЗ в новой редакции). Отраслевой принцип характеризуется дифференциацией волонтерской деятельности на отдельные, различные по своему содержанию и функционалу области (например, добровольчество в сфере подготовки граждан к преодолению последствий стихийных бедствий, добровольчество в области укрепления престижа и роли семьи в обществе, добровольчество в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения и так далее).

Несмотря на давнее наличие дифференциации видов волонтерской деятельности, регионы неохотно утверждали отраслевые порядки взаимодействия с волонтерскими организациями. Чаще всего в регионах использовался формализационный подход (всех под одну гребенку), сводящийся к унификации всех норм в области добровольческой деятельности. Это, в свою очередь, очень затрудняло возможность ведения волонтерами своей общественно-полезной деятельности.

Настоящая поправка в дальнейшем может вылиться в принятие новых нормативных актов в субъектах РФ, развитие и углубление специального регулирования разных отраслей волонтерства, что в свою очередь упростит жизнь волонтеров. 

Часть поправок в № 135-ФЗ направлена на унификацию системы полномочий органов власти различных уровней (федеральные, органы субъектов РФ, местные органы власти). В новой редакции статья 17.4 дополнена в отношении указания конкретных форм поддержки участников волонтерской деятельности:

  • финансовая (гранты субсидии);
  • организационная;
  • информационная;
  • консультационная;
  • имущественная (предоставление помещений в безвозмездное пользование);
  • поддержка в сфере дополнительного образования добровольцев;
  • методическая.

Уполномоченные госорганы обязаны определять своими нормативно правовыми актами систему мер поддержки, включая исчерпывающий перечень оказываемых ими мер и обеспечивать размещение такой информации в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (ЕИС «ДОБРО.РФ»). Таким образом, не только федеральные органы теперь смогут участвовать в развитии ЕИС, но и органы государственной власти иных уровней.

В отношении коммерческих организаций – организаторов волонтерской деятельности, однако, государственная имущественная и финансовая поддержка не допускается.

Помимо этого, поправки расширили компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Связано это с законодательным закреплением статуса ассоциаций добровольческих организаций и ресурсных центров добровольчества. Теперь органы субъектов будут предоставлять сведения для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества, оказывать государственные услуги ресурсным центрам (в сфере государственной молодежной политики), оказывать иную помощь ресурсным центрам добровольчества. Органы МСУ же наделили полномочиями по формированию координационных и совещательных органов в сфере добровольчества.

Медицинское обследование волонтёра: единая норма и оплата

Кроме того, в новой редакции закона (подпункт 1 пункта 1 статьи 17.3) Правительство Российской Федерации наделяется полномочием утверждать общие требования к медицинскому обследованию волонтера и к отсутствию у волонтера заболеваний, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности. Эта норма предполагает утверждение единых требований к медицинскому обследованию добровольцев. Рассматриваемая норма также направлена на «упрощение» жизни волонтеров. До вступления в силу поправок к No 135-ФЗ разные медицинские и социальные учреждения предъявляли разные требования к медицинскому обследованию добровольцев, что способствовало существенному расходованию денежных средств и времени на прохождение таких обследований.

Поддержка и права волонтёров

Поправки в № 135-ФЗ коснулись системы мер поддержки непосредственно волонтеров.

За волонтерами закрепилось право на:

  • получение от организатора добровольческой деятельности оплаты за прохождение медицинского обследования, обучения по дополнительным образовательным программам, программам профессионального образования, когда это является обязательным условием ведения волонтерской деятельности;
  • на учёт добровольческой деятельности при поступлении в высшие учебные заведения (сейчас это, на практике, учитывается в составе индивидуальных достижений поступающего и даёт ему дополнительные конкурсные баллы;
  • на учет волонтерской деятельности при комплектовании ФГБОУ на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, обеспечивающим развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся (данное право предоставляется на основании приказа Минпросвещения № 384 от 22.07.2019 и № 423 от 09.06.2022 года).
  • получение поощрений и награждений за добровольный труд, в том числе в форме получения знака отличия. (В пояснительной записке к Федеральному закону о внесении изменений в № 135-ФЗ также предлагалось предусмотреть возможность поощрения волонтеров знаком отличия за участие в добровольческой деятельности в порядке, определенном Росмолодежью по предложению оператора ЕИС «ДОБРО.РФ»).

Изменения статьи 17.1 в части прав волонтера стали законодательным закреплением того, что уже давно существовало на практике. Законодательное закрепление этих прав в № 135-ФЗ станет гарантом их соблюдения со стороны организаторов волонтерской деятельности и третьих лиц.

О деятельности и оформлении волонтеров в НКО читайте в нашей экспертной статье

Новые цели благотворительной деятельности

Статья 2 № 135 – ФЗ «Цели благотворительной деятельности» была дополнена целью участия в проведении мероприятий в сфере увековечивания памяти погибших при защите Отечества.

Сейчас в Общероссийском общественном движении по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества (Поисковое движение Российской Федерации) участвует уже свыше 45 000 добровольцев. Количество поисковых мероприятий за последние 8 лет увеличилось в 18 раз, было захоронено свыше 220 тысяч советских солдат, установлено 12 тысяч имён. Региональные отделения движения открыты в 84 регионах России. Свою деятельность Движение проводит во всех уголках страны, которые были затронуты Великой Отечественной Войной 1941-1954 года.

По тексту закона благотворительная деятельность была приравнена к волонтерской.

Как можно было заметить, основные поправки в закон коснулись именно волонтерской деятельности. Все изменения, которые вступят в силу с 1 января, направлены на развитие и укрепление позиций волонтерства. Видится, что настоящие изменения являются реализацией Правительством Российской Федерации прямой задачи по поддержке волонтерства, закреплённой в Конституции РФ (в редакции от 01.07.2020 года). Указ Президента Российской Федерации No 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» в качестве одного из целевых показателей определено увеличение доли лиц, занимающихся добровольческой деятельностью или вовлеченных в деятельность добровольческих организаций до 15 %. Содействие развитию волонтерства отнесено к компетенции органов власти всех уровней, в чём видится особая важность волонтерства для сегодняшней и будущей России. 

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что изменения в № 135-ФЗ затронули очень важные аспекты волонтерской деятельности. Несомненно, все изменения направлены на стимулирование развития волонтерства как национальной идеи. Будут ли успешно применяться рассмотренные нормы на практике может показать лишь время. На данный момент у специалистов группы компаний Партнер НКО только положительные прогнозы о судьбе нового закона.

Обращайтесь к нам за помощью по любым вопросам регистрации своей общественно полезной НКО. Сделаем мир лучше вместе!

Вам может быть интересно:



Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.




Подпишитесь на наш Телеграм Каждый день краткие новости, анонсы и советы по работе НКО

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.