• - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"

Горячев А.П. Президент. Эксперт по социальным проектам.

Эксперт по развитию НКО
Более 12 инструментов успеха
Архитектура НКО — от 39500р.
Позвонить: 8(800)100-42-36
* Более 1200 НКО в 62 регионах РФ

50 шагов развития фонда и публичных НКО

Друзья, меня зовут Горячев Александр - эксперт по развитию НКО и архитектуре некоммерческих проектов. Руководитель группы компаний с коллективом 60+ специалистов и 1500 НКО. Решил систематизировать и выделить 50 главных шагов развития НКО в единую пошаговую инструкцию. Она подойдет в первую очередь фондам и общественным НКО, которые опираются на пожертвования. Хотя любая некоммерческая организация сможет найти для себя что-то новое.

В большинстве случаев у руководителей есть идея, они хотят реализовать её, добиться успеха и признания в выбранном направлении. Создают НКО и проводят серию коротких действий. Увы, нажатие на кнопку в большинстве случаев не приносит ожидаемых результатов. 

Сейчас некоммерческий сектор в России уже сформирован, есть свои лидеры и опытные участники. Слабые проекты уже редко добиваются успеха, а потратив силы впустую, руководители опускают руки и бросают некоммерческую организацию.

Нужно на самом деле не так много. Понимать этапность развития НКО и необходимую структуру на каждом этапе. Понимание необходимых ресурсов для выхода на новый этап.
Думаю для вступления достаточно, начнем!

  1. Создание концепции и политики социального проекта.
  2. Составляем программу с источниками формирования имущества в течении ближайших трех лет + структуру и примерную смету расходов.
  3. Взаимодействие с существующей структурой как волонтер, жертвователь или участник мероприятия.
  4. Анализируем 5-10 мероприятий коллег в секторе. Добавьте 10 пунктов, которых им не хватает.
  5. Определяем команду для старта. Как правило, это свои деньги и единоличное управление с наёмной командой или команда единомышленников, равная в правах.
  6. С полученным опытом советуемся с экспертом, нужен ли только фонд. Возможно вашему социальному проекту нужна АНО или Общественная организация. Бывает, что в стратегии создается АНО + через год Фонд.
  7. Регистрируем фонд, процедура занимает 1.5 месяца, но после правовой экспертизы не ждем, а переходим к следующим шагам. В рамках регистрации сразу указываем эмблему фонда, позже на её основе можно будет защитить товарный знак.
  8. Начинаем создавать среду будущего фонда, формируя последовательность элементов. Они далее могут быть в разной последовательности, но не отказывайтесь от всех. 
  9. Рекомендую начинать с создания сайта. ОБЯЗАТЕЛЬНО! В этой части будет очень много шагов, в том числе обязательных по закону. Создаем одностраничный сайт на 8-10 блоков. Название, описание целей, описание мероприятий, кнопка оплаты, команда фонда, блок соц.сетей, блок для спонсоров, обязательные документы, устав + реквизиты для оплаты. Это только начало, начните пока с малого.
  10. Регистрация основных соц.сетей и базовое их наполнение.
  11. Получили регистрацию в налоговой и теперь надо определиться с бухгалтером будущего фонда, это тыл. Выпускаем ЭЦП для отчетности. Бухгалтер должен быть надежным! Впереди у фондов обязательный аудит. 
  12. Получаем регистрационные документы в Минюсте и открываем расчетный счет. Возможно, открываем бизнес карту фонда, на которую можно будет собирать пожертвования по номеру карты.
  13. Выделю это в отдельный шаг. Если практиковали сбор на свою личную карту, уменьшаем долю этих сборов, убираем её из публичного пространства и стараемся в будущем свести этот вид сбора к нулю. ЭТО НЕЗАКОННО! Такие переводы дискредитируют и порочат официальный фонд. Вреда будет больше, чем пользы.
  14. Создаем QR код для пожертвований и прочие механизмы быстрых переводов пожертвования. Размещаем их на сайт и соц.сети.
  15. Регистрируем кнопку оплаты для сайта и тоже её размещаем. Для НКО есть свои тарифы. Не используйте тарифы и настройки для торговли при сборе пожертвований.
  16. Проводим официальное собрание фонда, юридически оформляем смету и программу на текущий год с размещением её на сайте. 
  17. Везде боритесь за чистое имя, официальные публичные документы и повышение уровня доверия. Экономия время и понятийные/неоформленные сделки сыграли злую шутку и заморозили/разрушили больше всего фондов! Операции без документов или непонятные для общества — это кража, даже если вы сделали всё по совести. Фонды не должны работать под "честное слово" НИКОГДА!
  18. Первый  месяц с момента регистрации. Начинаете социальное мероприятие на собственные деньги фонда с пониманием, что с ним же через пол года пойдете на грант.
  19. В рамках мероприятия учитесь и выстраиваете документооборот мероприятия и бланки. Заявления жертвователей, акты рассмотрения, акт оказания помощи, договора целевого финансирования и т.д.
  20. На примере первого мероприятия самое время начать с бухгалтером разработку и к концу мероприятия утвердить учетную политику, структуру учета и статей расходов в 1С для формирования будущей годовой сметы.
  21. Три месяца с момента регистрации. В рамках мероприятия формируйте сообщество физ. лиц вашего фонда. Привлекайте единомышленников в сообщество, пополняйте соц.сети живыми подписчиками. Просто освещайте пока мероприятия, это развитие должно быть следствием вашей деятельности, не надо искусственно что-либо накручивать.
  22. Четыре месяца с момента регистрации. В рамках проведения мероприятия расширяете команду фонда. Делегирование направлений отдельным ответственным лицам. Если у Вас амбициозные планы — их должно быть минимум 4: ♦Руководитель, управленческая составляющая, клей всех ответственных. ♦Работа с интернет–пространством/продвижением. ♦Работа с жертвователями, организациями и партнерами. ♦Руководитель социального мероприятия, работа с подопечными.
  23. Обратная связь, благодарности и сбор контактов, формирование биг-даты фонда. Обязательно это нужно делать сразу.
  24. Закрытие мероприятия и план с десятками доработок от команды и исполнителей на своих местах.
  25. Публичная отчетность аналитической и финансовой части по мероприятию на сайте, соц. сетях, лично жертвователям и т.д. Мотивация на продолжение работы.
  26. Пять месяцев с момента регистрации. Формирование второго мероприятия с учетом всех ошибок и новых предложений с внешним финансированием, в том числе грантов. Но не только за счет них.
  27. Привлечение эксперта по грантам и подача в ФПГ или ФКИ. Реализация с Фандрайзером от 30 до 100 действий для этого.
  28. Шесть месяцев с момента регистрации. Подача, получение и реализация гранта. Максимальное внимание в смете и отчетности с использованием спецсчетов и всех особенностей учета и отчетности по гос. финансированию. Это не страшно и не опасно. Просто должен быть опытный бухгалтер. Эксперименты и авось с гос. финансированием плохая идея.
  29. Двенадцать месяцев с момента регистрации. Получение по итогу реализованного гранта. Статус СОНКО в Минэконом развитии. Его надо отследить.
  30. Формирование программы для крупных жертвователей. Повышение веса имени фонда и формирование желания жертвователей ассоциироваться с ним.
  31. Фонд становится самодостаточным. Ему легче получать гранты и люди такому фонду доверяют.
  32. Смена среды сайта Фонда. Формирование личных кабинетов, приложений, CRM, аналитических инструментов и роботизации во взаимодействие с мелкими жертвователями.
  33. Постановка цели фонду стать лидером в своем направлении. Вести аналитическую работу сектора, проводить исследования, взаимодействовать с гос. органами и корпорациями. Размещать материалы, за которыми следят другие похожие фонды и неравнодушные люди в направлении и равняются на Ваш фонд.
  34. Собирать пожертвований и грантов больше, чем может осилить команда. Поиск пула партнеров и проведение собственных грантов! Больше касается фондов развития. Или учреждение собственных АНО, Ассоциаций или Общественной организации и начинать реализацию проекта на базе дополнительных НКО.

Итог: Вы достигли формата самодостаточного корпоративного фонда.

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.