Разработка программ и проектов развития некоммерческих организаций
Программа некоммерческой организации является очень важной составляющей деятельности любой НКО, независимо от организационно-правовой формы организации. Программа НКО принимается высшим органом некоммерческой организации и является одним из важнейших инструментов управления. В частности, ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ напрямую обязывает все Благотворительные Фонды разрабатывать и руководствоваться программами деятельности Благотворительного Фонда с прилагающимся к ним финансовым планом (запланированным бюджетом).
Однако, не все организации понимают важность данного положения и на практике пренебрегают разработкой программ и планированием бюджета. Кто-то владеет недостаточной информацией об алгоритме составления программ. Поэтому в данной статье мы разберем основные аспекты работы с программами для НКО и рассмотрим следующие вопросы.
- О программе НКО простыми словами
- Создание программы НКО
- Как составить бюджет программы НКО?
- Формула грамотно составленного бюджета НКО
Программа некоммерческой организации
Программа в НКО – это инструмент конкретизирования положений Устава, она имеет созвучные Уставу цели и задачи. С её помощью высший орган управления некоммерческой организацией (Учредитель, Общее собрание, Совет, Президиум и т.д.) ставит перед организацией решение конкретных задач и формирует необходимые для этого средства. При этом законом не предусмотрено обязательных требований к форме и структуре программ.
Предлагаем вашему вниманию следующее условное деление программ по уровням и продолжительности.
По делению по уровням различают:
- международные программы;
- национальные (федеральные) программы;
- межрегиональные программы;
- региональные программы;
- местные — районные, муниципальные, дворовые программы;
- программы отдельных организаций и учреждений.
Так же все программы можно разделить по их продолжительности:
- Долгосрочные – программы, рассчитанные на один год и более. Например, долгосрочная программа развития некоммерческой организации, может быть расписана на три года вперед, при этом организация составляет конкретный план действий для своего дальнейшего развития, описывает возможности привлечения новых жертвователей, расширение целевой аудитории, намечает проведение конкретных мероприятий для достижения поставленной цели. А также составляет смету предполагаемых доходов и расходов организации.
- Краткосрочные – программы, как правило имеют одну конкретную задачу или цель, осуществимую в ближайшем будущем. Например, адресная программа помощи определенному человеку. Сбор денег на лечение конкретного ребёнка с указанием конкретных мер оказываемой медицинской помощи, стоимостью лечения и порядком расходования собранных средств.
Создание программы некоммерческой организации
Для понимания алгоритма создания программы, разделим ее на четыре основных этапа:
Первый этап - детальное рассмотрение ситуации:
→ анализ проблемы, на решение которой ориентирована программа;
→ сбор информации о существующей практике решения проблемы;
→ поиск единомышленников и жертвователей.
Второй этап – разработка
→ установление целей, задач и методов работы;
→ обсуждение идей и определение ожидаемых результатов.
Третий этап - конкретизация
→ описание программы;
→ формирование команды и распределение ответственности;
→ представление программы партнерам, спонсорам, средствам массовой информации;
→ утверждение программы руководящим органом.
Четвертый этап – организация действий
→ формирование плана действий;
→ определение фронта работ и вакансий;
→ формирование бюджета;
→ представление программы сообществу, клиентам?/?целевым группам.
Обратите внимание, что при составлении программы обязательно нужно отразить ряд вопросов:
- Как называется программа?
→ Краткое понятное название, отображающее ее направленность. - Период осуществления?
→ Конкретное указание времени/ срока в течении которого осуществляется программа. - Кем утверждена программа?
→ Уполномоченный орган, т.е. высший орган управления НКО (общее собрание, правление, совет и т.д.) - Цели и задачи?
→ Основная цель?/?цели программы (ожидаемый результат) и конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели?/?целей. - Целевая группа?
→ Чьи интересы затрагивает программа и кому полезна ее реализация. - Методы реализации?
→ Технологии и методы, используемые для осуществления поставленных целей и задач, при использовании инновационных методов, необходимо обосновать их новизну. - Особенности программы?
→ Чем программа выгодно отличается от других, в чем ее эффективность, уникальность и особенность. - Бюджет?
→ Планируемые расходы на реализацию проекта, смета. Какие финансовые ресурсы необходимые для реализации программы уже имеются и какое количество денежных средств требуется еще привлечь. - Ожидаемый результат?
→ Какие изменения произойдут благодаря реализации программы.
В зависимости от формы и целей НКО оцениваются следующие критерии:
- Какие изменения произойдут для общества/целевых групп людей в связи с достижением цели программы.
- В какой мере будет решена поставленная задача, полностью или частично.
Бюджет НКО
Итак, мы выяснили, что, несмотря на отсутствие законодательно закрепленных требований к форме и содержанию программы НКО, существуют условные этапы создания программы и ее обязательные составляющие, такие как цели, сроки, механизмы реализации, определение целевой аудитории и т.д., но одной из самых важных частей программы несомненно является именно бюджет, на котором мы остановимся более подробно. Существует несколько видов бюджета, но сегодня нас интересуют только два из них – Бюджет НКО и бюджет отдельной программы НКО.
Бюджет НКО - письменный документ, финансовый план предполагаемых доходов и расходов за определенный период времени, обычно за год, который утверждается вместе с содержательной программой НКО до начала года уполномоченным органом управления НКО (Общим собранием, Президиумом и т.д.) и соответствует Уставу НКО. В течение года уполномоченным органом могут вноситься изменения в бюджет. В конце года утверждается отчет о выполнении плана и годовой бухгалтерский баланс (отчет о реальных поступлениях и расходовании средств в организации).
Формирование бюджета так же, как и составление программы для НКО, можно разбить на определенные этапы:
- Сбор всех необходимых данных для формирования бюджета;
- Составление расходных планов по направлениям деятельности и по отраслям ответственности;
- Включениепредполагаемых доходов;
- Согласование и оформление бюджета;
- Утверждение бюджета;
- Исполнение и контроль над выполнением бюджета.
Бюджет программы НКО является неотъемлемой частью бюджета любой некоммерческой организации. Основная цель - распределение собственных средств НКО и средств, предоставленных донором (грантодатель, Благотворительные Фонды и иные организации, частные спонсоры и т.д.), по статьям расходов, для достижения целей и задач программы. Так же, как и программа, финансовый план утверждается высшим органом некоммерческой организации.
Можно выделить несколько этапов формирования бюджета программы.
Первый этап - расчет
→Первоначальной задачей является просчет не только всех уже имеющихся, но и еще необходимых ресурсов для реализации программы;
→Расчет минимального и максимального бюджета программы.
Второй этап – индивидуализирующий
→Необходимо скорректировать составленный бюджет программы под конкретного донора.
→ На данном этапе нужно быть максимально внимательными, здесь важно выяснить для себя следующие вопросы:
- Какие статьи будут финансироваться донором?
- Есть ли ограничения? Например, жертвователь может отказаться оплачивать зарплаты сотрудников или расходы на услуги типографии;
- Нужны ли собственные вложения? Если да, то сколько и в какой форме (денежные средства, волонтерский труд и т.д.);
- По какой форме будет заключен договор с донором? Лучше всего заблаговременно ознакомится с договором, чтобы выяснить будут ли поступленияпо договору облагаться налогом;
- В каком порядкебудет происходить перечисление денежных средств?
- В какой форме и в какие сроки будет происходить отчетность перед жертвователями?
- Встречаются случаи, когда у донора разработана своя форма финансового плана программы, в этом случаенекоммерческой организации, получающей пожертвования необходимо будет подстроиться? Чаще всего это случается в случаях, когда спонсором является иностранный Фонд.
Эти и многие другие вопросы, требуют максимальной концентрации на данном этапе.
Третьи этап - корректировочный
→Корректируем, уточняем, приходим к компромиссу, согласовываем бюджет программы с донором;
→На данном этапе очень важно оценить конечный бюджет и ответит на следующие вопросы:
- Сколько средств готов выделить спонсор?
- Что и насколько нужно сократить?
- Возможно ли в случае, «урезания» бюджета качественно реализовать программу?
→Если это сделать невозможно, то на данном этапе исходом может стать отказ от финансирования конкретно выбранным донором за невозможностью реализации программы на предлагаемых условиях.
Четвертый этап - реализация
→ Если Вы на данном этапе, то вы пришли к соглашению с донором, получили нужное финансирование вашей программы и теперь находитесь в процессе ее реализации. Здесь важно следить за соотношением расходов с согласованным бюджетом и своевременно вносить корректировки, если они нужны.
Пятый этап – завершающий
→ Отчетность о проделанной работе, данная процедура является обязательной как при составлении бюджета, так и при составлении самой программы НКО.
Подводя итоги, хочется сказать, что важно помнить о том, что, если в некоммерческой организации отсутствует программа деятельности и бюджет, необходимо обеспечить их восстановление. Качественно составленная программа и хорошо продуманный бюджет в несколько раз упростит и оптимизирует работу любой НКО.
Формула грамотно составленного бюджета НКО
Над составлением и формированием бюджета НКО нередко работает огромное количество людей, ведь необходимо не просто составить бюджет, а продумать и оценить каждую деталь, чтобы оптимизировать рабочий процесс для развития Вашей организации. Финансовый план должен только соответствовать требованиям действующего законодательства, но и отражать все необходимые расходы НКО. При этом необходимо отметить главные отличительные признаки грамотно составленного бюджета:
- Структурированность
→ Использование специальных компьютерных программ (Excel, OpenOfficeCalc и т.д.). С их помощью можно минимизировать риск возникновения ошибок и при необходимости быстро внести корректировки в расчеты. - Точность
→ Достоверный расчет цен без их завышения или занижения, по всем статьям расходов и доходов. Возможно с учетом инфляции. - Созвучность
→ Запланированные расходы должны соответствовать долгосрочным и краткосрочным целям некоммерческой организации. - Дальновидность
→ При планировании бюджета необходимо учитывать экономические, политические, экологические и иные факторы внешнего воздействия. Опираясь при этом на реальную и прогнозируемую действительность. - Прозрачность
→ Бюджет должен отражать все существующие внутренние обязательства, такие как заработная плата сотрудников, аренда офиса и т.д. и внешние договоренности, например, с жертвователями.
С этой непростой задачей Вам помогут справиться наши бухгалтеры и юристы, которые всегда ответят Вам на интересующие Вас вопросы и обязательно помогут с разработкой необходимых программ и бюджета для Вашей организации. Которые будут соответствовать не только нормам закона, но и всем выше перечисленным стандартам качества.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам может быть интересно: