• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • В 65 регионах РФ. 38 Экспертов.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Младший юрист
Регистратор НКО по России

Регистрация НКО под ключ — 19 500 руб.
Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Реорганизация СМИ от 19 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*для 65 регионов РФ

Правозащитные НКО: формы деятельности, основные задачи и ключевые законы

Система защиты прав человека — одна из важнейших составляющих процесса устойчивого развития гражданского общества в России. Главная задача некоммерческой организации как института гражданского общества состоит в том, чтобы находить решения различных общественных проблем, содействуя при этом государственным органам, снижая огромную нагрузку на них. 

В связи с этим некоммерческие организации могут создаваться для осуществления правозащитной деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Они отстаивают различные гражданские права и свободы (культурные, социальные, экономические и др.), зафиксированные в Конституции Российской Федерации, способствуя государству выполнять его основную функцию, касающуюся защиты прав населения страны в целом, отдельно взятой группы или конкретного гражданина.

Содержание:

  1. Каковы преимущества правозащитных НКО?
  2. Законодательная основа деятельности правозащитных НКО
  3. Организационно-правовой форма правозащитных НКО 
  4. Основные формы деятельности правозащитных НКО
  5. Основные задачи правозащитных НКО 

Фото: Партнер НКО

Преимущества правозащитных НКО

В первую очередь, их деятельность особенно актуальна, когда государственный механизм защиты прав граждан не оправдывает себя. Во вторую — процедура оказания помощи правозащитными НКО менее бюрократична, чем обращение в государственные органы. В-третьих, НКО в сфере защиты прав граждан своей активностью сами способствуют вовлечению широкой общественности в решение важнейших в данной области вопросов.

И, конечно же, стоит отметить социальный характер деятельности правозащитных НКО. Они дают дополнительную гарантию гражданину в том, что с ним никто не обойдется плохо, то есть вне рамок закона, но в том случае, если это уже произошло, то НКО дают уверенность в том, что нарушенные гражданские права будут в скором времени восстановлены. 

Законодательная основа деятельности правозащитных НКО

Законодательной основой деятельности российских некоммерческих организаций в сфере правозащиты являются:

  1. Конституция Российской Федерации, 
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 
  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 
  4. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 
  5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 
  7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. специальные законы.

Организационно-правовая форма правозащитных НКО 

Как правило, правозащитные НКО создаются в форме общественных объединений, поскольку в большинстве специальных законов предусмотрена именно данная форма объединения граждан для защиты прав, свобод и законных интересов, а также зафиксированы права таких объединений в конкретной области. Но надо иметь в виду, что общественным объединениям свойственен территориальный признак. Иными словами, они могут осуществлять свою деятельность в рамках того субъекта, в котором зарегистрированы (региональные НКО), либо на территории двух и более субъектов (межрегиональные и общероссийские НКО). 

 

Например, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:

  1. разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  3. оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  4. организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  5. обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  6. организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  7. организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
  8. рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы и др.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится об общественных объединениях по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. А именно о том, что граждане, во-первых, имеют право на создание таких общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе. Во-вторых, подобные общественные объединения могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также говорится о правах общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Фото: Freepik / @prostooleh

Чтобы защищать права потребителей, граждане могут объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Закон предусматривает и право общественных объединений потребителей:

  1. участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  2. проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  3. осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  4. распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
  5. вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т. д.

Реже для защиты прав определенной группы граждан в конкретной сфере создаются автономные некоммерческие организации. Зачастую это различные центры правовой помощи. Их специфика заключается в том, что они могут оказывать юридические услуги конкретной категории лиц, на защиту интересов которой направлена деятельность таких организаций.

Чтобы зарегистрировать общественное объединение, потребуется минимум 4 физических лица, для регистрации автономной некоммерческой организации достаточно одного. 

Формы деятельности правозащитных НКО

Исходя из практики и статистики, можно выделить, что основными формами деятельности правозащитных НКО являются: 

  1. защита прав человека и гражданина; 
  2. анализ законодательства, связанного с правами человека; 
  3. содействие реализации прав и свобод человека и гражданина
  4. содействие проведению исследований в области нарушения прав и свобод человека, изучению и фиксации случаев нарушений, а затем в той или иной форме предоставление полученных данных общественности; 
  5. правовое просвещение населения в рамках рассматриваемой тематики;
  6. разработка различных практических шагов, нацеленных на решение выявленных нарушений прав человека;
  7. организация митингов, пикетов, демонстраций и др. 

Существуют НКО, специализирующиеся на помощи в реализации и защите прав определенных категорий населения, таких как беженцы и переселенцы, семьи, дети, инвалиды. 
Многие из правозащитных организаций участвуют в международных мероприятиях, посвященных защите прав, активно сотрудничают с международными и иными иностранными организациями. 

Задачи правозащитных НКО

Среди основных задач правозащитных НКО можно выделить следующие: 

  1. защита прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах, Конституции РФ и национальном законодательстве (включая международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией); 
  2. постоянный контроль и отслеживание ситуации в стране относительно положения прав, свобод и законных интересов граждан; 
  3. информирование общественности и органов государственной власти о правах человека, о состоянии ситуации в стране, касающейся положения прав, свобод и законных интересов гражданина; 
  4. повышение уровня образованности в области прав человека, правовое просвещение населения в этой области; 
  5. поощрение и становление ценностей, развитие установок, способствующих уважению и признанию прав человека. 

Подводя итоги, хочется сказать, что деятельность правозащитных НКО имеет громадный потенциал для развития гражданского общества, разрешения правовых и социальных конфликтов, осознания своей причастности граждан к развитию системы гарантий прав и свобод человека.

Обращайтесь к нам за регистрацией правозащитной НКО, а также за комплексным сопровождением уже созданной НКО (юридическим, бухгалтерским, сопровождением по развитию НКО и по всем другим вопросам). Срок регистрации составляет 1,5-2 месяца. Будем рады вам помочь! Поделиться своим опытом можно в комментариях к статье и на нашем форуме.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам может быть интересно:

Оставить комментарий

18.04.2023 Иаков Исаакович Израиль
открыть правозащитный центр
Ответ специалиста НКО:
Добрый день! В ближайшее время с вами свяжутся наши специалисты!
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.