• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
новое НКО общественные организации документы НКО

Составление протокола о создании общественной организации

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного и социального.

Развитая система общественных организаций — неотъемлемый элемент гражданского общества. С помощью общественной организации люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, культуры, искусства, права, науки, образования, спорта, т.е. во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Государство предоставляет право каждому человеку на объединение, (включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), гарантируя им свободу деятельности.

Особенность создания общественной организации — согласно закону, учредителей должно быть не менее трех человек, однако ими могут не только физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), но и юридические — общественные организации. Учредителями должны быть лица, достигшие 18-летия.

Решение о создании общественной организации принимается инициативной группой, состоящей минимум из трех вышеуказанных лиц, которое принимается на собрании учредителей и закрепляется в протоколе.

При создании общественной организации, и в дальнейшем, при осуществлении деятельности общественной организации протокол является таким же важным документом, как и устав, поскольку в нем отражаются все важные решения, принятые общественной организацией.

Принятые решения собраний общественной организации, отраженные в протоколе закон связывает гражданско-правовые последствия, порождающее правовые последствия, на которые решения общего собрания было направлено, для всех лиц, которые имели право участвовать в собрании общественной организации.

Протокол о создании Общественной организации или о внесение изменений в Общественную организацию — это документ, фиксирующий факт проведения заседания органа управления и общего собрания учредителей Общественной организации, ход обсуждения вопросов, принятия решений по данным вопросам, итоги голосования, а также сами принятые решения. Протокол Общего собрания учредителей, а в дальнейшем протоколы Общего собрания членов и постоянно действующего руководящего органа (правление, совет) являются обязательными документами, которые подлежат составлению и хранению на протяжении всего времени существования организации, так как в Протоколах содержатся главные решения по вопросам Организации. Протокол Общественной организации составляется в письменной форме и подписывается учредителями Общественной организации, а в случае внесения изменений — председателем и секретарем собрания.

Порядок подготовки протокола Общественной организации можно найти в статья 181.1 и 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные статьи определяют правила подготовки протокола не только при создании Общественной организации, но и при внесении изменений в Общественную организацию. В случае, если протокол для регистрации Общественной организации или внесения изменений в Общественную организацию будет составлен с ошибками и не советовать требованиям действующего законодательства, то успешно зарегистрировать Общественную организацию или внести в нее изменения не получится, так как Министерство Юстиции вынесет отказ в регистрационных действиях.

Обратите внимание, что решения о создания Общественной организации быть не может, так как решение — это документ единственного учредителя, а в нашем случае одного учредителя в Общественной организации быть не может, поэтому документ о регистрации будет называться Протокол.

Каким образом должен быть оформлен протокол о создании Общественной организации и что должен в себе содержать

Как любой документ, протокол имеет свою структуру и должен содержать обязательные требования, определенные к его ведению и оформлению, без учета которых он не может считаться оформленным в надлежащем порядке, и соответственно при регистрации общественной организации он не пройдет правовую экспертизу.

Во-первых, в «шапке» протокола должно быть указание на наименование документа — Протокол №1. Номер также нужно указывать. После требуется написать Протокол Общего собрания учредителей или Собрания учредителей. После пишем полное наименование регистрируемой Общественной организации. К примеру, Протокол № 1 Общего собрания учредителей Общественной организации любителей собаководства «Друг человека».

В протоколе общественной организации должно содержаться:

  1. Место проведения заседания;
  2. Дата проведения заседания;
  3. Форма проведения заседания;
  4. Председатель и секретарь заседания;
  5. Ответственное лицо за подсчет голосов;
  6. Наименование общественной организации
  7. Формирование всех органов управления общественной организации;
  8. Определения места нахождения (адреса) общественной организации;
  9. Определение размера имущества общественной организации;
  10. Порядок совместной деятельности учредителей по созданию общественной организации;
  11. Лица, ответственные за проведение необходимых действий при государственной регистрации общественной организации;
  12. Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня;
  13. Подписи лиц, учувствовавших в заседании.

Разберем каждый пункт более детально.

Место и форма проведения заседания Общего собрания учредителей Общественной организации. Статья 181.2. Гражданского Кодекса Российской Федерации говорит нам о том, что в протоколе о создании новой Общественной организации требуется указать место проведения заседания Общего собрания учредителей Общественной организации.

В пункте о месте проведения Общего собрания учредителей требуется вносить юридический адрес, создаваемой Общественной организации.

Осенью 2020 года в законодательство были внесены изменения, и теперь в графе адрес места проведения заседания обязательно нужно указывать муниципальный округ, также как и в самом адресе Общественной организации.

В Форме проведения Общего собрания учредителей указывается совместное присутствие.

Если Общественная организация не регистрируется как новое юридическое лицо, а в действующую организацию вносятся изменения, то в данном случае решения по некоторым вопросам могу гут быть рассмотрены в форме заочного голосования.

Дата проведения заседания Общего собрания учредителей Общественной организации.

Дата о проведении заседания собрания учредителей содержится как в Протоколе, так и на титульном листе устава создаваемой Общественной организации. Эти даты обязательно должны совпадать. В случае указания разных дат в Протоколе Общего собрания учредителей и на титульном листе устава, то это повлечет отказ в государственной регистрации Общественной организации. Подробно ознакомиться с причинами отказа в регистрации НКО можно по ссылке.

С момента проведения заседания Общего собрания учредителей Общественной организации есть три месяца для подачи документов на регистрацию в территориальный орган Министерства Юстиции. Такой срок предусматривает статья 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В случае если в протоколе Общего собрания учредителей отсутствует дата проведения собрания, то Министерство Юстиции вынесет отказ в государственной регистрации общественной организации, так как будет невозможно соблюсти требования о трёхмесячном сроке подачи документов, а также будут нарушены требования статьи 181.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Все документ на государственную регистрацию Общественной организации нужно подготовить от одной даты. Уставные документы, содержание разные даты повлекут отказ в государственной регистрации. Однако Гарантийное письмо может быть подготовлено датой ранее даты проведения заседания Общего собрания учредителей Общественной организации.

Учредители Общественной организации

Статья 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ говорит нам о том, что может выступать учредителем общественной организации. «Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы».

Как мы видим, законодательство ограничивает круг лиц, которые могут выступать учредителя общественной организации. Из числа юридических лиц учредителями могут выступать только общественные объединения.

Также ограничена численность учредителей. Все тот же закон «Об общественных объединениях» в статье 18 говорит нам о том, что учредителей в общественной организации может быть минимум три. Но не спешите готовить документы. Если подадим документы на регистрацию с таким количеством учредителей, то получим отказ в государственной регистрации.

Данная статья говорит нам как раз о том, что учредителей в общественной организации должно быть минимум четыре.

Для того чтобы прояснить данную ситуацию нужно обратиться к статье 65.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В данной статье сказано, что «Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций, и не могут являться их председателями». Пример, в организации 3 учредителя — один из них ревизор, два остальных войдут в Совет, а один из членов Совета будет Директором. При этом в данной статье сказано, что, если директор входит в Совет, он должен составлять не менее чем ¼, а у нас он составляет ½ от общего числа членов Совета.

По факту, это пример того, что законодательство о некоммерческих организациях не идеально и один закон противоречит другому закону.

По тексту протокола об учреждении Общественной организации должны быть указаны полностью ФИО физических лиц или полное наименование юридического лица, ОГРН, а также представитель организации.

После этого в протоколе указывается Повестка дня — это список вопросов, будут обсуждаться на собрании.

Первый вопрос — это избрание председателя и секретаря собрания, а также лица ответственного за подсчет голосов. Их избираем из числа присутствующих на собрании учредителей.

Второй вопросутверждение наименования Общественной организации и формирование ее органов управления. На момент регистрации в Общественной организации в ее органы управления уже должны быть избраны члены. Осуществлять это после государственной регистрации категорически запрещается.

Третий вопросуказание места нахождения (адреса) Общественной организации. Юридическому адресу НКО у нас посвящена отдельная статья.

Четвертый вопросопределение порядка, размера и способа формирования имущества Общественной организации. Действующее законодательство говорит нам о том, что после регистрации организации учредители должны сформировать имущество в минимальном размере — 10 000 р. Как раз об этом пишем в данном пункте.

Заявление на государственную регистрацию Общественной организации

Одним из документов, которые представляются в Министерство Юстиции для государственной регистрации Общественной организации, является заявление по форме Р11001.

Данное заявление является одним из документов, который проходит правовую экспертизу в Министерстве Юстиции.

Готовить Заявление Р11001 нужно предельно внимательно, так как в нем содержится очень много данных (паспортные данные, ОГРН юридических лиц и т.д.) и легко допустить ошибку, пусть даже и не значительную, но именно она может повлечь отказ в регистрации.

Ошибка даже в одной цифре или букве будет причиной отказа в регистрации, не говоря уже о неправильно заполненных страницах.

Если ошибку в документах специалист не заметит, а Общественную организацию зарегистрируют, то в дальнейшем в организацию придется вносить изменения для устранения данной ошибки. А это снова перерегистрация в Минюсте.

Какие требования предъявляются к заявлению по форме Р11001 для регистрации Общественной организации?

25.11.2020 в силу вступили новые формы на регистрацию юридических лиц, утвержденные приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

По факту Федеральная налоговая служба выпустила новые формы заявлений на регистрацию, ликвидацию и внесение изменений в юр. лица.

Для успешной подготовки заявления на государственную регистрацию по форме Р11001 необходимо воспользоваться бесплатным программным обеспечением Федеральной налоговой службы — Программа подготовки документов для государственной регистрации при заполнении обновленных форм.

Вышеуказанную программу используют для автоматизированной подготовки заявление Р11001, которое требуется для осуществления государственной регистрации Общественной организации в качестве юридического лица. Такую программу можно скачать на сайте Федеральной налоговой службы.

После того, как вышеуказанный приказ вступил в юридическую силу, возникло много противоречий по вопросам подготовки форм на государственную регистрацию Общественных организаций. Изменения, которые, казалось бы, должны были внести прозрачность в процесс регистрации, наоборот создали еще большее количество вопросов.

Заявление на регистрацию Общественной организации должно быть заполнено в соответствии с действующими требования законодательства. При этом важно соблюдать так называемые «внутренние» требования региональных Минюстов.

Территориальные подразделения Министерства Юстиции предъявляют различные требования к заявлению на государственную регистрацию Общественных организаций. Для того, чтобы ситуация была более понятной, приведем пример. Там при регистрации Общественной организации в Главном Управлении Министерства Юстиции по Москве потребуется указать только ФИО учредителей в протоколе, при этом, не указывая их паспортные данные или ОГРН в Заявлении Р11001. Управление Министерства Юстиции по Московской области также не требует указывать паспортные данные учредителей или ОГРН в заявлении, однако просит такие данные прописывать в отдельном документе, который будет также направлен на регистрацию с другими учредительными документами Общественной организации.

Совершенно другая ситуация в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области. Для того чтобы Общественная организация успешно прошла регистрацию в данном регионе необходимо заполнить заявление на государственную регистрацию по форме Р11001 не в специальной программе, а в формате Excel, где будет прописаны сведения на всех учредителей и их паспортные данные.

Заявление готовится в формате Excel, а не в программе подготовки форм потому, что в Минюсте Самарской области свои «внутренние» правила.

Выше приведен пример того, что недостаточно знать законодательство о Некоммерческих организациях для успешной регистрации Общественной организации, ведь на пути встречается очень много препятствий и не всегда все зависит от нас. Только опытный юрист, работающий не один год по всей России, сможет зарегистрировать Общественную организацию с первого раза.

Порядок заполнения заявление на государственную регистрацию Общественной организации

Первым делом при заполнении формы необходимо выбрать организационно-правовую форму — Общественные организации.

После в заявление на регистрацию общественной организации требуется ввести полное и сокращенное наименование Общественной организации на русском языке. Также в данном разделе требуется указать наименование на иностранном языке или на языке народов России, если такой имеется.

Чтобы внести в форму сведения о наименовании Общественной организации на иностранном языке требуется внести нужный код иностранного языка или языка народов России в графу «Сведения о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке». Например, для указания наименования Общественной организации на английском языке необходимо выбрать код — 016, а на немецком — 171. Однако указать само наименование можно будет только на английском языке, для всех остальных языков само наименование вносить не требуется, а указывается только код.

До 25.11.2020 года использовались старые формы на регистрацию юридических лиц, в том числе и для регистрации Общественных организаций, однако новые формы претерпели немалые изменения. Так сведения об иностранном наименовании ранее не вносились в форму на регистрацию Общественной организации, и соответственно такие данные не были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. По всем Организациям, которые регистрируются после 25.11.2020 года в ЕГРЮЛ, вносят сведения об иностранном наименовании юридического лица.

Наименование на иностранном языке также может быть полным и сокращенным, но оно обязательно должно быть дословно переведено с русского языка. Наименование на английском языке в уставе Общественной организации и в заявлении на государственную регистрацию по форму Р11001 должны быть идентичны. Разница даже в одной букве, или кавычках будет считаться ошибкой и повлечёт отказ в государственной регистрации Общественной организации. Поэтому так важно правильно заполнить и подготовить все документы на регистрацию Общественной организации.

После нужно в форме указать место нахождения Общественной организации, то есть ее юридический адрес.

В качестве юридического адреса может выступать жилая собственность учредителя — скажем, дом или квартира, нежилая собственность учредителя или нежилое помещение, которое создаваемая Общественная организация будет использовать на основании договора аренды, заключенного с Общественной организацией после ее регистрации. Если собственность учредителя жилая, но долевая, то потребуется простое письменное согласие всех остальных собственников.

Кроме того, при указании юридического адреса Организации в заявлении на государственную регистрации нужно учитывать одну особенность.

Так в форме требуется заполнить все графы касаемо адреса юридического лица. Однако есть и исключения — это города Федерального значения — Москва, Санкт-Петербург или Севастополь. Если организацию регистрируются в Минюсте города Федерального значения, то в графе на юридический адрес Общественной организации заполняется только пункт «Субъект РФ» и указывается номер конкретного субъекта.

Вносить сведения о юридическом адресе Общественной организации в заявление по форме Р11001 требуется в соответствии с государственным адресным реестром (ФИАСом).

ФИАС это ресурс, содержащий сведения об адресах.

Как уже говорилось ранее, осенью 2020 года вышли новые формы на регистрацию Юридических лиц, в том числе и общественных организаций.

Теперь в заявление в графе юридический адрес нужно вносить сведения муниципальном образовании. Ранее такого требования не было. Кроме того, муниципальный округ теперь нужно указывать не только в форме, но и в протоколе учредительного собрания об учреждении Общественной организации. Отсутствие указания на муниципальный округ повлечет отказ в государственной регистрации Общественной организации.

Лучше если в Гарантийном письме на юридический адрес также будет указан муниципальный округ, и в целом лучше, если все документы будут подготовлены с указанием одинакового адреса, в том числе и в гарантийном письме. Но если в протоколе и в форме на регистрацию общественной организации будет содержаться указание на муниципальный округ, а в Гарантийном письме нет, то это не повлечет к получению отказа в государственной регистрации. Подробно о требованиях к юридическому адресу НКО можно ознакомиться в статье.

Также теперь не требуется указывать индекс в форме Р11001 при регистрации Общественных организаций.

После в заявление на регистрацию Общественной организации по форме Р11001 нужно заполнить сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Обратите внимание, что раньше в формах мы должны были перейти к странице об учредителях и внести паспортные данные учредителей, но теперь, по общему правилу этого делать не требуется, поэтому сразу же переходим к сведениям о лице, действующем от имени юридического лица без доверенности. Говоря простым языком — это руководитель Организации. В форме необходимо указать его паспортные данные, а также наименование должности. Например — директор, президент, председатель и т.д. Если единоличных исполнительных органов, действующих от имени Общественной организации без доверенности несколько, то о каждом таком лице вносятся данные в заявление Р11001. Обаятельно требуется указывать телефон руководителя.

После заполняем страницу об ОКВЭДах Общественной организации. Простыми словами это вид экономической деятельности Общественной Организации. ОКВЭД вносятся в виде минимум четырехзначного числа. Обратите внимание, что Общественная организация, в отличие от ООО, осуществляет свою деятельность на основании устава, поэтому самое главное, чтобы вся деятельность создаваемой общественной организации содержалась именно в Уставе, а не кодах ОКВЭД. Выбранные коды обязательно должны соответствовать целям и предмету деятельности Общественной организации. Основной ОКВЭД для всех Общественных организаций — 94.99 «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки».

Далее в заявлении заполняются сведения на заявителя — одного из учредителей, на которого возложена обязанность по регистрации Общественной организации. В случае личной подачи данное лицо заверят заявление по форме 11001 у нотариуса, и подписывает ее также в присутствии нотариуса. В Минюст на регистрацию направляются два заявления по форме Р11001, одно нотариальное, а второе простое письменное. Его также требуется распечатать, на соответствующей строке написать полностью свое ФИО и поставить подпись. Заявление требуется прошить, на сшивке поставить количество прошитых листов, а также подпись заявителя.

Если документы направляются на регистрацию через портал гос. услуг, то заверять данное заявление у нотариуса не требуется. Через гос. услуги заявителя направляется транспортный контейнер на регистрацию в территориальный орган Министерства Юстиции.

Правовая экспертиза при регистрации общественной организации

Для того чтобы Общественная организация была создана как юридическое лицо, недостаточно только подготовить уставные документы в соответствии с действующем законодательством. После подготовки документов на регистрацию Общественной организации их необходимо направить в территориальный орган Министерства Юстиции, ведь именно этот орган занимается регистрацией Некоммерческих организаций, а не Федеральная налоговая служба. Нужное подразделение Минюста нужно выбрать в зависимости от юридического адреса Общественной организации, а не от места жительства учредителей. Общероссийские общественные организации регистрируются в Министерстве Юстиции Российской Федерации.

Каким способом можно направить документы на регистрацию Общественной организации в Министерство Юстиции? Что с ними происходит далее? Давайте разбираться!

Документы на регистрацию Общественной организации в Министерство юстиции можно направить следующими способами:

  1. Используя бумажный документооборот. Так называемая, классическая форма подачи документов на регистрацию. Такой способ подачи документов на регистрацию самый распространённый вот уже много лет. В данном случае документы в печатном виде направляются на регистрацию в Министерство Юстиции. Для этого подписываются все документы в печатном виде, заявление по форме Р11001 заверяется у нотариуса, оформляется доверенность на наших сотрудников, мы по доверенности подаем и получаем документы в регистрирующем органе. Также заявитель может самостоятельно подать документы в Минюст и получить их там по результату регистрации. В данном случае возникают дополнительные расходы. Это оплата госпошлины — 4000 рублей и оплата услуг нотариуса в соответствии с тарифами нотариуса.
  2. Используя электронный документооборот. Использую данный способ подачи, никаких документов заверять у нотариуса не требуется, а также не нужно оплачивать госпошлину. То есть приличная экономия средств. Для того чтобы подать документы на регистрацию таким способом требуется выпустить ключ ЭЦП на заявителя, а также заявителю потребуется зарегистрировать на портале Гос. услуг. После того как все документы будут готовы их необходимо распечатать, подписать, отсканировать, и из сканов сформировать так называемый «транспортный контейнер», который еще нужно подписать ЭЦП.

Данный транспортный контейнер через гос. услуги и направляем на регистрацию в Минюст. После того, как документы будут зарегистрированы, Минюст нередко направляет сканы зарегистрированных документов на почту заявителя, но вот получить документы в печатном виде в оригинале заявителю нужно будет уже самостоятельно в Министерстве Юстиции.

Если говорить о минусах такой подачи, то конечно в результате рассмотрения документов специалист не сможет довезти недостающие документы или исправить их в режиме онлайн. То есть решение может быт только положительное или отрицательное.

Кончено, есть и плюсы. Среди них весомая экономия средств, и в случае отказа в государственной регистрации не потребуется повторно оплачивать госпошлину — 4000 р. как при личной подаче.

Документы поступили в Минюст

При личной подаче документов, на руки Вам так называемую «расписку» — опись, содержащий перечень документов, которая была передана на регистрацию. Если документы направлялись на регистрацию через портал гос. услуг, то расписка приходит в ближайшие дни после отправки на электронную почту заявителя. В расписке, также, можно найти входящий номер, по которому в дальнейшем можно отслеживать «судьбу» документов.

После того, как наш печатный комплект документов или документы в электронном виде поступили в Минюст, они должны быть распределены между сотрудниками данного органа.

Сотрудник Министерства Юстиции по регламенту должен рассмотреть наши документы на регистрацию общественной организации в течение 30 календарных дней с момента ее подачи. Обратите внимание, что срок рассмотрения документов общественной организации отличается от срока рассмотрения всех остальных форм Некоммерческих организаций. Документы рассматриваются именно календарные дни, поэтому и праздничные, и выходные попадают также в срок рассмотрения.

Правовая экспертиза Минюст, ключевой момент в регистрации общественной организации. Если он пройден, и вы не получили отказа в госрегистрации, почти наверняка общественная организация будет зарегистрирована.

Конституционное право каждого гражданина на объединение и является юридической основой образования и деятельности общественных организаций. Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

А также, законом определен порядок государственной регистрации общественной организации, который включает правовой государственный контроль со стороны регистрирующих органов.

Представленные документы общественной организации проходят правовую экспертизу на соответствие Конституционным нормам, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нормативно-правовым актам (постановлениям, приказам, распоряжениям, правилам, инструкциям и положениям, регулирующих деятельность общественных организаций) РФ.

В ходе правовой экспертизы устанавливается, не противоречит ли представленный пакет документов на регистрацию общественной организации нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Экспертизу проходит каждый представленный документ:

  • Устав;
  • Протокол;
  • Заявление Р11001;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (ее реквизиты, ФИО плательщика);

Документы, подтверждающие использование адреса.

В правовую экспертизу входит проверка:

  • Наименования общественной организации на повторяемость (уникальность);
  • Наименования общественной организации на соответствие нравственности;
  • На соответствие написание документов нормам русского языка;
  • Цели создаваемой общественной организации.

Законодательством Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных организации цели действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Срок проведения правовой экспертизы специалистами Министерства юстиции по регламенту составляет 30 календарях дней.

В случае нарушений требований к регистрации общественной организации специалистами Министерства юстиции составляется отказ в государственной регистрации.

В государственной регистрации общественной организации может быть отказано по следующим основаниям:

  • Если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • Если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
  • Если выступившее в качестве учредителя общественной организации лицо не может быть учредителем в соответствии законодательством Российской Федерации;
  • Если ранее зарегистрированная общественная организация с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
  • Если установлено, что в представленных учредительных документах общественной организации содержится недостоверная информация;
  • Если наименование общественной организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественной организации по мотивам нецелесообразности её создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественной организации заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной общественной организации.

Отказ в государственной регистрации общественной организации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественной организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации общественной организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Если документы оформлены надлежащим образом, их направляют в регистрирующий орган — в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, срок регистрации составляет 3 рабочих дня.

В данный срок общественную организацию вносят в Единый государственный реестр юридических лиц, после чего документы возвращают в территориальный орган юстиции, который обязан выдать в трехдневный срок зарегистрированный документы на руки заявителю.

В результате рассмотрения документов на регистрацию Общественной организации также может быть вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации Общественной организации.

Приостановка может быть вынесена в том случае, если документы на государственную регистрацию Общественной организации предоставлены в ненадлежащем виде или направлены на регистрацию с техническими ошибками.

Однако приостановка в государственной регистрации явление очень редкое, если документы содержат ошибки, пусть и технические Минюст, как правило, пишет отказ в государственной регистрации. А это негативные последствия для учредителей, так как необходимо устранить причины отказа, срок рассмотрения документов исчисляется снова, а если подача была личной, то еще необходимо будет оплатить и госпошлину в размере 4000 рублей.

Если документы на регистрацию Общественной организацию составлены в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации, то в результате рассмотрения выносится положительное решение регистрации Общественной организации.

По итогу специалист Минюста направляет документы в Управление Федеральной налоговой службы. Там сведения об Общественной организации вносят в Единый государственный реестр юридических лиц, организации присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и с этого момента она начинает существовать как юридическое лицо. Именно с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о создании организации, а не с момента принятия решения о ее создании.

Описанная выше процедура регламентирована пунктом 20 Приказа Минюста России от 30.12.2011 N 455 (ред. от 21.11.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации».

Отказано в регистрации Общественной организации может быть по разным основаниям. Более детально ознакомиться со всеми основаниями отказа можно в нашей статье.

Для того чтобы успешно зарегистрировать Общественную организацию в Министерстве Юстиции требуется знать все законодательство, которое регулирует деятельность НКО, в том числе внутренние регламенты и положения Минюста. Также очень важна практика в регистрации Некоммерческих организаций и опыт взаимодействия с Минюстом.

Получение на руки документов зарегистрированной Общественной Организации

В этой статье мы разберем, каким образом происходит процесс получения зарегистрированных документов Общественной организации в Министерстве Юстиции?

Какой срок получения документов Общественной организации? Что мы должны забрать в Министерстве Юстиции? Как эти документы называются и что из себя представляют?

Что важно знать при получении документов?

Как получить на руки документы по зарегистрированной Общественной организации, если направляли на регистрацию документы через портал гос. услуг?

Что нужно сделать, после того, как забрал документы?

И на многие другие вопросы мы ответим!

Итак, в статье ранее мы обсудили с Вами то, что регистрация Общественной организации не заканчивается положительным решением специалиста Минюста. После этого, как известно, документы попадают в налоговый орган, где сведения об Общественной организации вносят в Единый государственный реестр юридических лиц и организация считается созданной как юридическое лицо.

Порядок взаимодействия управления ФНС и Минюста при регистрации НКО регулирует Приказ Минюста России от 12.11.2010 № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций».

В дальнейшем налоговая служба снова отправляет документы в Минюст, где уставные документы подписываются руководством, изготавливается Свидетельство Министерства Юстиции Российской Федерации.

Только после данной процедуры уже можно забираться документы в Минюсте. Если документы направлялись на регистрацию с использованием сайта гос. услуг, то дополнительно могу прийти на электронную почту заявителя сканы уставных документов Общественной организации.

Если документы по доверенности подавали в Министерство Юстиции наши сотрудники, то Вам забирать документы самостоятельно не требуется. Сразу по готовности мы получим документы на регистрацию Общественной организации в Министерстве Юстиции, а Вы уже в удобное время сможете получить документы у нас в офисе на руки. Это удобно, так как Вам не требуется подстраиваться под график работы Министерства Юстиции.

Если документы направлялись на регистрацию через портал гос. услуг, то заявителю нужно будет самостоятельно получить документы в Минюсте. В зависимости от территориального органа Минюста разный порядок и разный график выдачи документов. Так в Минюсте Москвы документы выдают только полдня, в разные дни в первой или во второй половине. Документы получаете на руки в порядке общей очереди. В Минюсте Московской области таких правил нет. По готовности документов Вам звонит специалист и сообщает о готовности документов. В рабочий день можно посетить Минюст и забрать документы на руки у специалиста. Но предварительно нужно дозвониться до сотрудника и сообщить о Вашем прибытии. Вот здесь и начинаются сложности. По факту на мобильные номера можно вообще не дозвониться, и внутренние телефоны также редко кто берет, поэтому можно уехать ни с чем, потеряв много времени и сил.

Даже в таком случае можно оформить доверенность на наших сотрудников, и мы самостоятельно получим документы в Минюсте. Вам не потребуется тратить столько времени на получение документов, ведь мы все сделаем за Вас!

Вне зависимости от адреса регистрирующего Минюста лучше заранее созвониться со специалистом и узнать о готовности документов и график выдачи их на руки и только после этого отправляться за их получением. В противном случае можно потерять много времени и сил, так и не получив документы!

Как получить документы ели регистрировалась Общероссийской общественной организации? Как известно Общероссийские общественные организации регистрируются не в территориальном подразделении Минюста, скажем в Главном Управлении Министерства Юстиции по Москве, а в самом Министерстве Юстиции. Документы на регистрацию Общероссийской общественной организации подать в электронном виде нельзя, а это значит, что и получить документы на гос. услугах также нельзя. В данном случае достаточно позвонить специалисту, который занимался рассмотрением документов и уточнить, когда документы будут готовы и когда их можно забрать на руки. По сути, нужно только согласовать встречу. Как правило, документы можно получать на руки примерно через 2 недели после внесения записи о создании Общественной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Обязательно нужно знать какие документы Вам нужно забрать в Минюсте.

Какие документы получаем в Минюсте на руки после государственной регистрации Общественной организации?

  • Устав Общественной организации, прошитый сотрудниками Минюста. На сшивке стоит подпись и печать уполномоченного сотрудника Министерства Юстиции;
  • Свидетельство ИНН или Свидетельство налоговой. Свидетельство получаете не на бланке Налоговой, а напечатанный на стандартном белом листе А4;
  • Свидетельство Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации Общественной организации. Такое свидетельство выдается на цветном бланке Министерства юстиции. Сверху написано — Министерство Юстиции Российской Федерации. Такая форма свидетельства Минюста утверждена Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации»;
  • Лист записи о регистрации Общественной организации. На этом листе также так и сверху указано — Лист записи.

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц Общественной организации.

Важно проверить, весь ли перечисленный выше перечень документов Вы получили на руки. Также обязательно нужно проверить содержание выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Часто допускают в ней ошибки при написании наименования общественной организации (особенно если наименование длинное и сложное, или делают ошибку при написании фамилий учредителей, опять-таки, если фамилии сложные), поэтому стоит проверить все сразу.

Но многие задаются вопросом, куда идти дальше и что делать? Требуется ли обращаться в территориальную налоговую для постановки Общественной организации на учет, в ПФР или ФСС? Не требуется! Организация регистрируется во всех вышеуказанных органах автоматически и после регистрации Организации на ее юридический адрес поступают уведомления от данных госорганов о том, что Организация уже стоит там на учете. Ранее нужно было самостоятельно ставить организацию на учет в этих фондах, но теперь законодательство изменилось и порядок регистрации также, изменился, но в лучшую сторону.

Очень часто встречаемся с вопросами о соблюдении сроков регистрации и выдачи документов специалистами Минюста:

  • Документы точно выдадут в срок?
  • Документы точно выдадут в определённый день на руки?
  • А могут ли задержать выдачу документов?
  • Можно ли получить документы в выходные дни?

В большинстве случаев Министерство Юстиции соблюдает сроки регистрации, которые предусмотрены их внутренним регламентом. Однако бывают и исключения из правил. Конечно, никто не застрахован от утери документов. Здесь играет роль человеческий фактор. И мы встречались неоднократно с подобными ситуациями. Вот почему очень важно не просто дожидаться внесения записи в ЕГРЮЛ о регистрации Общественной организации, а в процессе рассмотрения уставных документов специалистами звонить им и уточнять, какое решение по документам вынесено, направлены ли они на регистрацию в Налоговую? Как правило, на данном этапе и выявляется утеря документов. Очень важно держать связь с Минюстом, а не работать по принципу «подали документы и забыли».

Ну и, конечно же, многое зависит от региона регистрации Общественной организации. Как известно, каждое территориальное подразделение Минюста имеет свои внутренние требования и правила. Также все сотрудники — люди, как и мы с Вами. Каждый работает по-разному, кто-то рассматривает документы в первые же дни их поступления, а кто-то ждет самого последнего дня срока рассмотрения. Все эти факторы также влияют на конечный срок регистрации Общественной организации.

На практике столкнулись с таким случаем!

Нами были подготовлены документы на внесение изменений в Общероссийскую общественную организацию. Менялась территориальная сфера деятельности организации и наименование. Свою работу прекратили региональные отделения Общероссийской общественной организации, поэтому по своей сути она стала Межрегиональной. Как известно, документы на регистрацию и внесение изменений направляются в территориальное подразделение Министерства Юстиции. Что нами и было сделано.

Документы были направлены в ящик, так как вся история происходила в разгар Корона вируса. Спустя некоторое время мы позвонили, для того, чтобы уточнить — находятся ли наши документы на рассмотрении. Нам подтвердили, что решения еще нет, так как срок рассмотрения — 30 календарных дней. Звоним ближе к сроку рассмотрения, на что сотрудник нам отвечает, что документы такой организации найти не могут. Мы звоним руководству для прояснения ситуации, и узнаем, что документы к ним и не поступали. Немало нам потребовалось времени, чтобы выяснить судьбу документов. Оказывается, что сотрудник, разбиравший поступивший документы увидел действующее наименование, которое содержит «Общероссийская общественная организация» и самостоятельно принял решение направить документы в Министерство Юстиции Российской Федерации, благо, что здание Минюста России находится совсем рядом.

Итак, документы наши направляют в Минюст России, где их принимают в работу и вот через 1,5 месяца мы получаем отказ уже из Минюста России. Как Вы думаете, какая была причина отказа? Верно! Документы были направлены на регистрацию не в то территориальное подразделение Минюста.

Получение уставных документов Общественной организации важный процесс!

Уставные документы для Общественной организации, что паспорт для физического лица. Главный документ! Без оригиналов уставных документов невозможно открыть расчетный счет Общественной организации, заверить документы у нотариуса, да и, в общем, организация не может полноценно функционировать.

Что делать после того, как Вы получили на руки уставные документы?

Для того чтобы организация могла дальше работать нужно подготовить приказ о назначении на должность руководителя общественной организации, печать общественной организации. Приказ о назначении на должность запросят у Вас в банке при открытии счета, а также зафиксируют оттиск печати Организации. Часто поступают вопросы, касаемо печати Общественной организации. Какой она должна быть? Что на ней должно быт указано? Кто изготавливает печать? У нас есть отдельная статья посвященная печати НКО.

Кроме того, очень важно сразу после регистрации Общественной организации определиться с бухгалтером Общественной организации. Это может быть штатный сотрудник Общественной организации, или же бухгалтер на аутсорсинге.

Обязанность по сдаче отчетности возникает у Общественной организации с момента внесения записи о ее регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц. Поэтому так важно позаботиться о вовремя сданной отчетности!!! Подробно о бухгалтере Общественной организации и о дальнейших действиях в Общественной организации после ее регистрации можно ознакомиться в нашей статье.

После получения документов на руки Вы можете реализовывать цели, ради которых создавали Общественную организацию!


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.