• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Удаленно через ЭЦП, скидка 30%
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • В 48 регионах РФ. 38 Экспертов.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Регистрация НКО под ключ —19500 руб.
Архитектура НКО — 39500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
*для 62 регионов РФ

Устав фонда. Разработка устава фонда при регистрации в МИНЮСТЕ.

Устав фонда. Разработка устава фонда для процедуры регистрации в Министерстве юстиции. Порядок внесения изменений в устав фонда.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", учредительным документом такой некоммерческой организации, как фонд, является устав. По сути устав организации является главным юридическим документом некоммерческой организации. Устав утверждается учредителями в момент создания организации и подается на регистрацию в органы юстиции. Как прямо следует из пункта 2 статьи 14 вышеупомянутого закона требования устава некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, а также ее учредителями.
Напоминаем, что государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая фонд, осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальные управления. Документы для регистрации необходимо подать в Минюст не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о создании фонда. Что касается перечня документов, то самым важным документом, к которому будут предъявлены наивысочайшие требования при правовой экспертизе, является устав, который подается в 3 экземплярах.

Скачать пример устава фонда

 
Какие положения должен содержать устав фонда?

По этому поводу законодатель прямо предусмотреть ряд требований к учредительному документу такой формы некоммерческой организации (пункт 3 статьи 14 ФЗ «О НКО»).
Устав фонда должен содержать:

  • Наименование и место нахождения Фонда;
  • Предмет и цели деятельности организации Фонда;
  • Сведения о наличии филиалов и представительств Фонда;
  • Порядок управления деятельностью Фонда;
  • Права и обязанности участников Фонда;
  • Порядок приема участников и их выхода из Фонда;
  • Состав и полномочия органов управления Фонда;
  • Порядок принятия решений органами управления Фонда;
  • Порядок внесения изменений в учредительные документы Фонда;
  • Источники формирования имущества и порядок его распределения в случае ликвидации Фонда.

К слову, в устав фонда могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству РФ. 
Деятельность фонда не направлена на получение прибыли. Основное отличие фонда от других некоммерческих организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей. Фонд является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К слову, регистрация благотворительного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причины отказа в Минюста в регистрации фонда


Как уже было сказано, являясь, пожалуй, самым важным документов при процедуре первичной регистрации, устав проходит правовую экспертизу специалистами Министерства юстиции на соответствие нормам российского законодательства.
На практике наиболее распространенной причиной отказа в государственной регистрации Фонда является несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации, в документах содержатся недостоверные сведения, документы представлены не полностью (п. 1, 4,7 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Как правило, специалисты Министерства юстиции придирчиво относятся к нескольким аспектам: 

  • Соответствие видов деятельности, определенным в уставе фонда, его целям.
  • Корректные (не размытые) формулировки самих целей.

Изменение устава и ликвидация фонда. 


В каждом фонде учредительным документов является его устав. Как известно, устав фонда должен содержать не только сведения о наименовании фонда, месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, но также и о порядке внесения изменений в этот самый устав, порядке ликвидации, а также судьбе имущества фонда в случае принятия решения его ликвидации. Практика показывает, что сотрудники Министерства юстиции очень тщательно проверяют устав, и, зачастую, просят переделать те или иные положения, вынося отказ. 
Со своей стороны, мы всегда готовы помочь в составлении устава для любой формы некоммерческой организации, при этом учитывая требования Минюста касательно соответствия положений устава действующему законодательству. Но как быть, если Вы, предположим, решили внести изменения в уже имеющийся устав?
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Однако, отличительной особенностью порядка изменения устава в фонде по сравнению с другими НКО является возможность изменения устава через суд общей юрисдикции. Такая возможность открывается в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
Какие же изменения могут быть внесены в устав фонда?

  • изменение адреса некоммерческой организации с изменением места нахождения;
  • изменение наименования фонда;
  • смена руководителя фонда (если в уставе прописаны данные руководителя);
  • внесение изменений в структуру органов управление фондом, полномочий органов управления, сроков их полномочий, а также изменение порядка принятия ими решений; 
  • закрытие филиала (представительства) организации, изменение их наименований или адреса места нахождения, если сведения о филиале (представительстве) содержатся в уставе (напомним, что с 5 мая 2014 года включение сведений о филиалах в устав необязательно);
  • исправление технической ошибки или опечатки в уставе фонда;
  • изменение иных сведений, содержащихся в уставе НКО;

Для подачи документов в территориальное управление Министерства юстиции необходимо подготовить текст устава в новой редакции, который в последующем подлежит утверждению. Соответственно, решение о внесении изменений в устав фонда должно быть принято на собрании высшего коллегиального органа, то есть Совета фонда. Данное решение фиксируется в протоколе заседания Совета фонда. 
При подаче документов в регистрирующий орган в случае внесения изменений в устав фонда требуется приложить следующие документы:

  • Устав в новой редакции;
  • Протокол собрания Совета фонда;
  • Заявление по форме Р13014, заверенное у нотариуса;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (если пакет документов подается дистанционно с использованием ЭЦП, то оплачивать пошлину не требуется)

В соответствии с нормами действующего законодательства срок государственной регистрации внесения изменений в устав фонда равен 30 календарным дням. Спустя 30 дней, Вы сможете забрать заверенный Минюстом устав в новой редакции.
Что касается ликвидации фонда, то, как уже было сказано ранее, фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке. Порядок распределения имущества фонда в случае его ликвидации определен уставом фонда. Законом предусмотрен несколько случае, при наступлении которых по требованию заинтересованных лиц, суд ликвидирует фонд: 

  • У фонда недостаточно имущества для осуществления его целей, которые заложены уставом. 
  • Цели фонда, закрепленные уставом, не могут быть достигнуты, а сменить уже имеющиеся цели на новые не представляется возможным.
  • Уклонение фонда при осуществлении деятельности от целей, которые прописаны в его уставе.
  • В иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 

То есть на практике чаще всего фонд ликвидируется из-за невозможности по той или иной причине осуществлять деятельность в соответствии с уставом фонда. 
Опять же стоит повторить, что имущество фонда, как правило, оставшееся после его ликвидации и удовлетворения требований всех имеющихся кредиторов, направляется на цели фонда, которые были указаны в уставе.
Таким образом, как Вы видите, изначально качественно подготовленный устав фонда является ключевым фактором как для быстрой и успешной регистрации некоммерческой организации в Министерстве юстиции, так и для дальнейшего осуществления фондом своей деятельности. Поскольку мы имеем колоссальный опыт в сфере регистрации фондов, Ресурсный Центр НКО всегда готов прийти Вам на помощь и подсказать по всем нюансам составления устава фонда. 


Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК), 8(812)629-00-03 (СПБ), 8(800)100-60-71 (по России).

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России


Вам также может быть интересно:

Благотворительный фонд

Структура управления фонда

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.