ВАЖНО! Сейчас Минюст не ведет прием, но можно подать через ЭЦП.

Усиленную ЭЦП нельзя выпустить без живого удостоверения личности.

НАША КОМПАНИЯ РАБОТАЕТ ШТАТНО! Как лидеры рынка Мы получили право на выпуск ЭЦП с дистанционным удостоверением личности. Наши клиенты могут: 

Пошлина и Нотариус не требуются. Скидки 30% пока карантин...

  • Регистрация НКО - 15000 рублей.
  • Удаленно через ЭЦП, скидка 30%
  • Сегодня Минюст и Налоговая работают!
  • Бух.учет от 1500 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской "Партнер"
8 (800) 100-6071

Контрольно-ревизионный орган НКО

вернуться назад
Денис
Юрист
Регистрация НКО

Контрольно-ревизионный орган некоммерческой организации: ревизор и ревизионная комиссия в 2020

Одной из особенностей некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций является обязательное наличие в составе органов контрольно-ревизионного органа. В нашей статье рассмотрим, что представляет собой контрольно-ревизионный орган НКО, как он формируется, какие полномочия имеет и другие особенности деятельности ревизора и ревизионной комиссии некоммерческой организации.
  1. Ревизор и ревизионная комиссия НКО
  2. Сведения о контрольно-ревизионном органе НКО в уставе
  3. Формирование контрольно-ревизионного органа НКО
  4. Компетенция контрольно-ревизионного органа и порядок принятия им решений
Как закреплено в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст) под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Напомним, что с 1 сентября 2014 года введено деление всех юридических лиц (в том числе и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные. Корпоративными являются НКО, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). К ним относятся потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными НКО. К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Ревизор и ревизионная комиссия НКО

Законодательство о некоммерческих организациях, как правило, не раскрывает содержание осуществляемых контрольно-ревизионным органом функций и не содержит круг полномочий и требований к контрольно-ревизионному органу, а лишь указывает на то, что такой орган должен быть избран (сформирован, образован). Так, например, пунктом 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе избрание ревизионной комиссии (ревизора). В статьях 6, 18, 20 и 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» также закреплено требование о формировании в общественных объединениях контрольно-ревизионного органа. Или, к примеру, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» указано, что в компетенцию высшего органа управления благотворительной организацией (к которой относится, например, благотворительный фонд) входит, в том числе образование и досрочное прекращение контрольно-ревизионных органов.
Контрольно-ревизионный орган НКО может быть, как единоличным (ревизор, контролер-ревизор), так и коллегиальным (контрольно-ревизионная комиссия, контрольная комиссия, ревизионная комиссия). Коллегиальный орган должен состоять не менее чем из двух человек, сведения о численности необходимо указать в уставе.

Сведения о контрольно-ревизионном органе НКО в уставе

В отношении контрольно-ревизионного органа, как и любого органа НКО, в уставе также необходимо указать сведения о:
  • структуре;
  • порядке формирования;
  • сроке полномочий;
  • компетенции (в том числе исключительной);
  • условиях правомочности заседаний (собраний), их периодичности, порядке принятия ими решений.
Устав может содержать иные сведения, например, о правах и обязанностях контрольно-ревизионного органа, порядке созыва и проведения заседаний (собраний), оформления и хранения протоколов.
 

Структура ревизионной комиссии в НКО, формирование контрольно-ревизионного органа НКО

Когда мы говорим о структуре коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО, то подразумеваем его внутреннее устройство, а именно, отсутствие или наличие в этом органе председателя (который может, например, организовывать работу контрольно-ревизионного органа, созывать его заседания (собрания), утверждать их повестку дня и председательствовать на них) и/или секретаря (который может, например, оформлять протоколы заседания (собрания) и быть ответственным за их хранение).
Относительно порядка формирования контрольно-ревизионного органа НКО Минюст требует, чтобы при создании НКО этот орган был сформирован сразу (хотя до недавнего времени допускалось формирование контрольно-ревизионного органа после регистрации НКО), обосновывая свою позицию положением пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ, где установлено, что в решении об учреждении юридического лица указываются сведения, в том числе об избрании (назначении) органов юридического лица. По общему правилу при создании корпоративных НКО контрольно-ревизионный орган формируется из состава учредителей (в унитарных НКО этот орган может формироваться из числа приглашенных лиц), а после – из членов/участников НКО.
Несколько слов о сроке полномочий. Многие задаются вопросом, возможно ли указать в уставе, что тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок. Ответ – нет. В силу статьи 190 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Следовательно, формулировки устава, согласно которым тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок, с формальной точки зрения не соответствуют закону и в уставе должен быть указан именно исчисляемый срок.
 

Компетенция контрольно-ревизионного органа НКО и порядок принятия решений

Компетенция контрольно-ревизионного органа НКО – это принадлежащие данному органу полномочия по решению определенного круга вопросов. Круг вопросов может быть, например, следующий:
  • проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением членами/участниками устава и решений высшего руководящего и выборного (постоянно действующего исполнительного) органов;
  • осуществление контроля за соблюдением сроков полномочий выборных органов, периодичностью проведения их заседаний (собраний), за правильностью оформления документов.

Условия правомочности заседания (собрания) коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это такие условия, при которых такое заседание (собрание) будет считаться состоявшимся, например:

заседание (собрание) контрольно-ревизионного органа НКО правомочно, если на заседании присутствует более половины (или не менее 2/3) его членов.

Периодичность проведения заседаний (собраний) коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это обязательность проведения таких заседаний (собраний) в определенный промежуток времени. Можно установить, например, что заседания (собрания) контрольно-ревизионного органа НКО проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. 
Порядок принятия решений коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это при каких обстоятельствах решение по вопросу повестки дня будет считаться принятым, например:
  • решения контрольно-ревизионного органа НКО принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании (собрании) членов контрольно-ревизионного органа. В случае если контрольно-ревизионный орган состоит из 2 (двух) членов, решения такого органа принимаются единогласно. В случае если контрольно-ревизионный орган является единоличным, то указывается, что решения таким органом принимаются единолично.

 

Права контрольно-ревизионного органа НКО могут быть сформулированы, например, следующим образом: для осуществления своих полномочий контрольно-ревизионный орган имеет право знакомиться и запрашивать все документы и материалы.

 

Вместе с тем проведение проверок является не только правом контрольно-ревизионного органа, но и его обязанностью.
Порядок созыва членов коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО для проведения заседания (собрания) может включать:
  • по чьей инициативе может быть созвано заседание (собрание);
  • время и место проведения заседания (собрания), а также предлагаемая повестка дня;
  • возможность ознакомления членами контрольно-ревизионного органа до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами;
  • возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • обязательность сообщения членам контрольно-ревизионного органа до начала голосования измененной повестки дня и др.
Порядок проведения заседания (собрания) контрольно-ревизионного органа НКО может затрагивать такие вопросы, как:
  • проводится ли регистрация прибывшего на заседание (собрание) члена контрольно-ревизионного органа;
  • кем открывается заседание (собрание), кто проводит выборы председательствующего, кто ведет протокол и др.

Порядок оформления протоколов заседаний (собраний) контрольно-ревизионного органа НКО должен соответствовать положениям ГК РФ, а именно:

  • в протоколе должны быть указаны:
  1. дата, время и место проведения заседания (собрания);
  2. сведения о лицах, принявших участие в заседании (собрании);
  3. результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  4. сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  5. сведения о лицах, голосовавших против принятия решения заседания (собрания) и потребовавших внести запись об этом в протокол.
  • протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем заседания (собрания).
В заключение хотелось бы отметить, что устав может содержать иные положения, касающиеся контрольно-ревизионного органа НКО и его членов, например:
  • об ответственности членов контрольно-ревизионного органа, такую как – члены контрольно-ревизионного органа обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной в связи с исполнением своих обязанностей;
  • о соблюдении положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» о конфликте интересов, т.к. заинтересованность в совершении НКО тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц (а члены контрольно-ревизионного органа являются таковыми) и НКО.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).
 
Вам может быть интересно:
Имя:
Текст:

Другие статьи:

09:54 25/05/2022 г.
Регистрация НКО онлайн, через ЭЦП. Осуществляется через сайт гос.услуг и программный комплекс Минюста. МЫ можем удаленно выпустить ЭЦП, подать и получить документы. Стоимость составляет всего 15000 рублей. Нотариус и пошлина при такой подаче не нужны!
16:12 05/02/2021 г.
Что нужно знать после создания НКО. Обязательные действия, после регистрации НКО.
15:55 30/05/2020 г.
Рассмотрим, как изменилась деятельность некоммерческих организаций после принятия закона об иностранных агентах. Какие НКО признаются иностранными агентами. Что такое реестр НКО, признанных иностранными агентами, и как избежать включения в него.
18:23 29/05/2020 г.
Практикующий юрист в сфере регистрации и деятельности НКО рассмотрит особенности ответственности НКО, в том числе субсидиарной ответственности некоммерческих организаций различных форм. Ответственность учредителя, членов НКО, имущественная ответственность некоммерческой организации.
16:07 28/05/2020 г.
Эксперт в сфере регистрации НКО определит, какие права имеют и обязанности несут НКО в 2020 году. Как возникают права и обязанности некоммерческих организаций и как НКО осуществлять права и обязанности в рамках закона. Права и обязанности НКО при создании и дальнейшем осуществлении деятельности.
13:22 27/05/2020 г.
Практикующий юрист в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций разъяснит их главные отличия в учреждении, деятельности, отчетности, ликвидации в 2020 году. Дадим характеристику коммерческих и некоммерческих организаций и выделим их общие черты.
16:08 21/05/2020 г.
Эксперт в сфере регистрации НКО о видах государственных некоммерческих организаций. Учреждения и их формы (бюджетное, автономное, казенное), государственные корпорации. Все о создании государственных НКО, органах управления, распоряжении имуществом в государственных НКО.
15:55 13/05/2020 г.
Какую деятельность осуществляют некоммерческие организации? Рассмотрим виды деятельности НКО в 2020 году. Социальная деятельность СО НКО, предпринимательская деятельность НКО. Как прописать в уставе цель и предмет деятельности некоммерческой организации, чтобы избежать отказа в гос. регистрации.
15:31 04/05/2020 г.
Эксперт регистрации НКО обо всех формах и видах некоммерческих объединений. В каких формах могут быть созданы некоммерческий центр, некоммерческий клуб. 4 формы некоммерческих предприятий в 2020 году. Как создаются некоммерческие учреждения и их виды.
11:31 27/04/2020 г.
Одним из способов развития НКО является совместная деятельность нескольких организаций. Эксперт в сфере некоммерческих организаций на примерах разъяснит, как происходит взаимодействие НКО между собой, с коммерческими организациями, финансирование НКО.
Все статьи