• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Алина Зудова Юрист
Регистратор НКО по России

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Регистрация СМИ от 19 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
Позвонить: 8(800)100-60-71
АНО благотворительность новое НКО

 Как создать сортировочный центр сбора и распределения гуманитарной помощи

Ответы эксперта про центр гуманитарной помощи, основная задача которого — заниматься сбором и распределением гуманитарки. Выясните, как назвать центр, чтобы его зарегистрировал Минюст. Нужно ли отчитываться о гуманитарной помощи и что написать в уставе, чтобы не пришлось переделывать документ.

Гуманитарная помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения.
Ключевую роль в оказании гуманитарной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, играет некоммерческий сектор.

Гуманитарная помощь

В конце 2022 года — 29 декабря Президент Российской Федерации В.В. Путин издал Указ № 968. В данном Указе уточняется, что запрет на получение определенными в указанном акте категориями лиц, в том числе направленными (командированными) для выполнения задач на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей от физических и юридических лиц вознаграждений (ссуд, денежного и иного вознаграждения, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, не распространяется на вознаграждения и подарки гуманитарного (благотворительного) характера, получаемые в связи с участием в специальной военной операции или непосредственным выполнением задач, связанных с ее проведением.

Помимо этого, стоит отметить, что в 2022 году С.С. Собянин увеличил ежегодный объем грантов мэра Москвы в 1,5 раза на реализацию социально значимых проектов для некоммерческих организаций, которые находятся в городском реестре и оказывают социальную помощь гражданам.
Кроме того, в минувшем году НКО заметно усилили свои районные штабы по оказанию помощи мобилизованным и их семьям и активно участвуют в различных акциях, в рамках которых они помогают ресурсным добровольческим центрам нуждающихся регионов, объединившись с добровольческими центрами для общей работы.

В статье ответы на вопросы:

  1. В чем разница между гуманитарной и благотворительная помощью 
  2. В какой организационно-правовой форме создать центр сбора и сортировки гуманитарной помощи
  3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать центр сбора и сортировки гуманитарной помощи
  4. Должен ли быть у центра сбора и сортировки гуманитарной помощи собственный пункт сбора гуманитарной помощи
  5. Как назвать центр, чтобы у Минюста не было претензий
  6. Что должно быть в уставе центра сбора и сортировки гуманитарной помощи, чтобы у Минюста не возникло нареканий
  7. Нужно ли отчитываться о гуманитарной помощи, которую собрали и отправили нуждающимся

В чем разница между гуманитарной и благотворительная помощью 

На основании ст. 1 и п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества. В том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Осуществляется такая деятельность в том числе в целях:

  1. Социальной поддержки и защиты граждан;
  2. Подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. Оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. Содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов.

Таким образом, действия в рамках оказания гуманитарной помощи нуждающимся регионам, по существу являются операциями по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в благотворительных целях. Например, операции по безвозмездной передаче товаров, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг.

Можно предположить, что гуманитарная помощь и благотворительная деятельность по своей сути являются равнозначными понятиями. В особенности, такая точка зрения будет считаться разумной для целей учета оказания гуманитарной помощи в рамках бухгалтерского и финансового учета.

В какой организационно-правовой форме создать центр сбора и сортировки гуманитарной помощи


Центр сбора и сортировки гуманитарной помощи рекомендуем создавать в форме автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Кроме того, в некоторых случаях под указанные цели учреждаются общественные организации

Что касается такой организационно-правовой формы, как фонд или благотворительный фонд, то они, как правило, создаются исключительно для финансирования, например, закупки необходимых для гуманитарной помощи предметов. 

Из специальных пунктов сбора гуманитарной помощи вся собранная помощь отправляется в сортировочно-погрузочный пункт. 

Как развить центр сбора и сортировки гуманитарной помощи через соцсети, читайте в статье.

Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать центр сбора и сортировки гуманитарной помощи

Расскажем о документах, необходимых для регистрации центра через Единый портал государственных услуг РФ (ЕПГУ). Указанный способ — наиболее удобный и быстрый. Он позволяет сэкономить денежные средства в размере примерно 10 000 рублей на регистрацию. Поскольку в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ в случае направления в регистрирующий орган документов в электронной форме через Единый портал государственных услуг, пошлина за регистрацию юридического лица не уплачивается. Также заявитель освобождается от оплаты нотариальных расходов. 
В иных случаях государственная пошлина за регистрацию некоммерческой организации подлежит уплате в сумме 4000 рублей, пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Также дополнительно придется оплатить услуги нотариуса.

Для государственной регистрации центра в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации представляются следующие документы:

  1. Заявление по форме № Р11001;
  2. Устав центра;
  3. Решение или протокол о создании центра, утверждении его учредительных документов, с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  4. Сведения об учредителях;
  5. Сведения об адресе (месте нахождения) центра, по которому осуществляется связь с ним (указываются в соответствующей графе заявления). Подтверждаются указанные сведения следующими документами: гарантийное письмо от собственника помещения с приложением правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности ( выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости либо свидетельство о государственной регистрации права). Отметим сразу, что в качестве юридического адреса может использоваться арендованный или находящийся в собственности офис, а также жилое помещение, находящееся в собственности (допускается общая долевая собственность) одного из учредителей или будущего руководителя центра.
  6. Заявление- уведомление о переходе на УСН, если центром была выбрана упрощенная система налогообложения;
  7. При использовании в наименовании центра личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  8. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Должен ли быть у центра сбора и сортировки гуманитарной помощи собственный пункт сбора гуманитарной помощи

На базе непосредственно уже созданной организации можно открыть пункт сбора гуманитарной помощи. Туда каждый желающий может принести гуманитарную помощь.

Например, продовольственные товары, предметы для детей, одежду, полотенца и постельные принадлежности, средства личной гигиены и индивидуальной защиты, канцелярские принадлежности, технику и средства мобильной связи, товары для животных для отправки на помощь нуждающимся.

Кстати, продукты питания должны быть в цельной упаковке с действительным сроком годности и с длительным сроком хранения. Также в качестве гуманитарной помощи принимают бывшие в использовании вещи, которые перед передачей нуждающимся проходят специальную обработку. 
В точках сбора помощи волонтеры принимают, сортируют, учитывают и упаковывают гуманитарную помощь.

Что нужно сделать для того, чтобы пункт работал наиболее эффективно? 

  1. Выделить на базе организации отдельное помещение по сбору гуманитарной помощи. 
  2. Выбрать и закрепить за отдельным сотрудником обязанности по организации и контролю работы пункта и всего процесса по сбору гуманитарной помощи. Как организовать кадровое делопроизводство в НКО, читайте в публикации.
  3. Провести информационную компанию о том, что пункт сбора гуманитарной помощи начал свою работу. 
  4.  Вести учет гуманитарной помощи. Например, в журнале, ведомости, в которых будет фиксироваться вся полученная гуманитарная помощь. Далее уже можно направлять собранную помощь в сортировочно-погрузочный пункт для дальнейшей маршрутизации.

Второй вариант, который возможен – присоединиться к уже существующей точке сбора. Поскольку у некоторых центров уже налажен процесс эффективной сортировки груза и другая логистика.

Как назвать центр, чтобы у Минюста не было претензий 

При создании центра необходимо грамотно составить его наименование, чтобы у специалистов Минюста не возникло никаких сомнений и претензий по нарушению действующего законодательства Российской Федерации в этой части при рассмотрении документов. Читайте, как проходит правовая экспертиза документов в Минюсте — в публикации.

В первую очередь, наименование центра должно быть уникальным. Центров с идентичным наименованием не должно быть в реестре уже зарегистрированных и действующих в настоящее время юридических лиц.

Во-вторых, в законе четко закреплены определенные требования в части наименований некоммерческих организаций разных организационно-правовых форм. 
Например, в наименованиях общественных организаций обязательно должны быть отражены сведения об организационно-правовой форме, территориальной сфере деятельности, а также о характере деятельности. 

К автономным некоммерческим организациям и фондам требования предъявляются аналогичные, за исключением территориальной сферы деятельности. Однако у сотрудников того или иного территориального органа Минюста России могут существовать субъективные пожелания в отношении наименования. Они отчасти зависят и от региона в котором регистрируете НКО.

Наши эксперты на основе своего опыта регулярно пишут статьи про особенности регистрации НКО в отдельных регионах:

Раздел постоянно дополняем. 

Приведем примеры корректных наименований центов сбора  и сортировки гуманитарной помощи. Для этого можно обратиться к единому государственному реестру юридических лиц:

  1. Межрегиональная благотворительная общественная организация помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Забота»;
  2. Кубанский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Доброе дело»;
  3. Автономная некоммерческая организация «Центр помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Добрые сердца»;
  4.  Автономная некоммерческая организация Центр гуманитарной помощи «Милосердие»;
  5.  Автономная некоммерческая организация «Центр гуманитарной помощи и ситуационного реагирования»;
  6.  Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр гуманитарной помощи».

Кроме того, некоммерческие организации, работающие в гуманитарном и благотворительном секторе, можно называть через формулировку, касающуюся оказания социальной помощи в разных ее вариациях. 

Например, Благотворительный фонд социальной поддержки населения «Милосердие» или Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения «Содействие», Межрегиональная общественная организация по содействию в социальной поддержке и защиты граждан «Помощь».

 Что должно быть в уставе центра сбора и сортировки гуманитарной помощи, чтобы у Минюста не возникло нареканий

Устав центров, основная цель которых направлена на оказание помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, может содержать, например, следующие положения:

  • Оказание помощи пострадавшим в результате пожаров, стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • Оказание социальной помощи престарелым гражданам, пенсионерам, инвалидам, которые не способны самостоятельно реализовывать свои права и интересы в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, попали в трудную жизненную ситуацию и другие.

Устав центров, основная цель которых направлена именно на оказание гуманитарной (благотворительной), в том числе адресной, помощи нуждающимся, может содержать следующие формулировки:

  • Сбор и доставка (содействие) благотворительной помощи нуждающимся;
  • Проведение мероприятий по получению гуманитарной и иной помощи от организаций и частных лиц;
  • Оказание адресной гуманитарной и благотворительной помощи нуждающимся;
  • Разработка и реализация мероприятий, направленных на привлечение добровольных благотворительных пожертвований и помощи от граждан и организаций.

Устав центров, основная цель которых направлена именно на оказание социальной помощи нуждающимся, может быть составлен в рамках:

  • Содействия привлечению государственных, общественных, коммерческих и других организаций к решению проблем лиц, нуждающихся в помощи;
  • Финансирования разработок и реализации программ, проектов, мероприятий направленных на поддержку и пропаганду деятельности в области помощи людям, отдельным социальным группам, различным категориям лиц, в том числе детям и людям пожилого возраста, социально незащищенным лицам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • Финансирования создания и реализации мероприятий, программ, проектов,направленных на организацию центров оказания помощи и поддержки людя отдельных социальных групп, различных категорий лиц, в том числе детей и людей пожилого возраста и социально незащищенным лицам и другие.

Нужно ли отчитываться о гуманитарной помощи, которую собрали и отправили нуждающимся

Гуманитарная помощь, как и всякая благотворительность, оказывается организацией:

  1. Добровольно по решению управленцев;
  2. Без преследования коммерческой выгоды;
  3. Из доходной части имущества.

Решение о выделении помощи принимают те лица, в чьей компетенции это находится. Если благотворительность планируется осуществлять часто, имеет смысл предусмотреть ее в учредительном документе и внутренней документации. 

В случае единичного решения будет достаточно решения единственного учредителя или другого полномочного органа. Остальные документы зависят от того, что передается получателю и каким способом оказывается помощь.

Например, если вещи или деньги передаются благотворительной организации, необходимо оформить договор об оказании безвозмездной помощи и оформить акт приема – передачи. Без этих двух документов представители налогового органа могут признать передачу безвозмездной и облагаемой НДС.

Передача гуманитарной помощи происходит на безвозмездной основе, и такая операция признается реализацией для целей исчисления НДС. Поэтому возникают объект обложения НДС и обязанность по его уплате. При этом начислять налог следует с рыночной стоимости переданного имущества.
Вместе с тем при безвозмездной передаче товаров в рамках благотворительной деятельности на цели, закрепленные в Законе о благотворительной деятельности № 135-ФЗ, не возникает обязанности по уплате НДС.

Для использования льготы, связанной с освобождением от уплаты НДС, необходимы документы:

  •  Договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Такой договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров в рамках благотворительной деятельности;
  • Копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров;
  • Акты или иные документы, которые свидетельствуют о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров.

Если получателем гуманитарной помощи является физическое лицо, в ИФНС представляется документ, который подтверждает фактическое получение этим лицом товаров.

Если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести раздельный учет таких операций. Если изначально товар был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при передаче товара в рамках благотворительной помощи ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить.

Будем рады вам помочь в регистрации центра сбора и сортировки гуманитарной помощи, а также подсказать, как эффективно и структурированно развивать центр в дальнейшем. Вы также можете поделиться своим опытом создания и развития центров сбора и сортировки гуманитарной помощи в комментариях к статье и на нашем форуме.

 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Рекомендуем прочитать статьи:

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.