Особенности юридического адреса для некоммерческой организации в 2023 году. Каким он должен быть и где его взять?
Рассмотрим вопрос юридического адреса для НКО. В 2017-2023 году практика сильно изменилась. Юридический адрес для некоммерческой организации, является пунктом обязательным. И важно разобраться, каким может быть юридический адрес, как его получить или изменить. Сразу обозначим главные вопросы и темы:
- Зачем нужет юридический адрес НКО?
- Оформление юридического адреса НКО на домашний адрес.
- Аренда офиса для юр.адреса некоммерческой организации.
- Список проблем, если ваш юридический адрес стал массовым.
Начнем.
С каждым днем в России все больше и больше растет поколение инициативных граждан, желающих активно участвовать в жизни общества, способствуя развитию какой – либо социальной сферы - образования, науки, права, спорта и т.д., тем самым оказывая посильную помощь обществу, развивая движение волонтеров.
И, с одной стороны создать некоммерческую организацию в России стало проще, поскольку граждане более просвещенные в юридических аспектах и уже многие имеют опыт в работе с такими формами как общественная организация, автономная некоммерческая организация, фонд или ассоциация.
С другой стороны, при такой активности, возникает недобросовестный круг граждан, которые НКО создали, но в её деятельности участия не принимают или бросают организацию на пол пути, оставляя сведения об НКО в едином государственном реестре юридических лиц, тем самым добавляя работы налоговым органам и Министерству юстиции Российской Федерации.
И в результате того, что граждане не соблюдают свои обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, государство стало более жестко проверять вновь создаваемые юридические лица и более тщательно регулировать деятельность некоммерческих организаций
Казалось бы, куда еще жестче, особенно если речь идет о регистрации некоммерческой организации, ведь и так Минюст может "завернуть" регистрацию НКО, если ему не нравится наименование организации, название органов управления или их полномочия, осуществляет правовую экспертизу всех представленных документов, вплоть до запятой – выверяя устав и протокол.
Вы спросите, как же еще могут повлиять органы государственной власти на создание или деятельность юридического лица, а ответ очень простой – это ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС организации.
При создании организации есть два варианта, который можно использовать для указания юридического адреса:
Регистрация нко на домашний адрес
Предоставляется домашний адрес одного из учредителей при условии, что данный адрес принадлежит учредителю на праве собственности. Для регистрации может быть предоставлена квартира или частный дом у которого есть почтовый адрес.
Если учредитель владеет только долей, необходимо получть письменное соглание других собственников.
Также существуют частные случаи. Регистрация нко на домашний адрес руководителя, который не является учредителем. В нко это может быть директор, президент, председатель и.т.д. В этом случае Министерство юстиции может вынести правомерный отказ в государственной регистрации. Но практика показывает, что делает это довольно редко. Ответы руководителя отдела по юридическому сопровождению НКО, на вопросы про НКО, читайте в статье.
Юридический адрес на нежилое помещение (офис).
Во втором варианте необходимо договориться с собственником нежилого помещения и получить у него для регистрации – гарантийное письмо и, как правило, – копию свидетельства о праве на собственность помещения (в зависимости от документов, подтверждающих собственность). Если вы уже созданы
Вроде бы ничего нового, однако, с недавних пор Министерство юстиции не регистрирует некоммерческие организации на массовые юридические адреса.
Массовый адрес – это адрес, на котором зарегистрировано 10 и более организаций.
Проверить адрес на массовость можно на портале https//egrul.nalog.ru
Также не допускается указание юридического адреса с точностью до дома. Необходимо указывать номер офиса, кабинета или комнаты.
Основанием для отказа в государственной регистрации НКО служит Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 No 31 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» определено, что указанное основание является указанием на недостоверность сведений, предоставленных заявителем при государственной регистрации.
Если учитывать, что не у каждого гражданина в собственности есть квартира, адрес которой можно использовать для осуществления связи с некоммерческой организацией, то остается использовать вариант стороннего адреса, но тут возникает опять проблема, поскольку собственники помещений не очень охотно предоставляют помещение в аренду, с регистрацией на данный адрес (это может быть связано с нежеланием платить налоги). Если помнить о том, что можно использовать только не массовый адрес, вариантов остается не так много. В Москве немассовый адрес стоит не дешево. Стоимость самого простого немассового адреса начинается от 30 т.р, а средняя цена, за "качественные" адреса, колеблется около 50 т.р. за каждые 11 месяцев.
Ограничение в регистрации на массовые адреса уже сегодня повлекло множество отказов в Минюсте и столкнуло заявителей с невозможностью зарегистрировать некоммерческую организацию. Это касается и уже зарегистрированных некоммерческих организациях, которые когда - либо воспользовались сторонним адресом для регистрации, и данный адрес признали массовым.
К сожалению, даже к уже осуществляющим деятельность организациям налоговые органы предъявляют требования с просьбой подтвердить адрес (места нахождение) организации. Предоставить в регистрирующий орган копию договора аренды.
А если у Вас нет возможности подтвердить данный адрес, например, утеряна связь с собственником, то у организации с массовым адресом в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности данных, и как следствие - испорченный имидж организации, ухудшение отношений с партнерами и отказ в новом сотрудничестве с подобными организациями.
Остается только один вариант - вносить изменения в адрес организации, что, как правило, влечет к изменению редакции устава.
Процедура смены адреса внутри одного субъекта осталось прежней – составляем необходимый пакет документов – заявление, протокол, устав, заверяем документы у нотариуса и подаем в Министерство юстиции, срок регистрации 1,5 месяца и если у Минюста и налоговой нет вопросов, получаем документы с новым адресом.
Если у Вас адрес меняется со сменой субъекта, например с Московской области на Москву, то смена адреса происходит в два этапа:
1 ЭТАП - Уведомляем Министерство юстиции по месту нахождения - «старому адресу» (подаем протокол и заявление) и через 1,5 месяца получаем лист записи и ждем 20 рабочих дней с момента внесения записи в ЕГРЮЛ
2 ЭТАП- После истечения 20 рабочих дней подаем все необходимые документы – устав, протокол, заявление, государственную пошлину, документы на адрес в Минюст по «новому адресу» и через 1,5 месяца получаем зарегистрированные документы с новым адресом.
Пройдя всю эту не саму простую процедуру, на выходе вы избавляетесь от такого негативного нюанса как МАССОВЫЙ АДРЕС, и деятельность вашей организации попадает в поле «белых и пушистых» организаций к которым нет претензий со стороны государственных органов и контрагентов, что увеличивает возможности организации, например, в содействии финансирования от государственных органов власти, в получении грантов или участии организации в других конкурсах и мероприятия.
Трудности при массовом адресе
1. Открытие расчетного счета.
Если вы только планируете создать НКО, нужно учитывать, что создать НКО на массовом адресе возможно. Но это пол дела. После создания необходимо отрыть расчетный счет. С 2018 года банки очень часто отказывают в открытии расчетного счета в том числе по причине того, что заявитель не находится по юридическому адресу. И в случае если Ваш юридический адресс массовый, даже не пытаются проверить ваше там нахождние. Вы получите отказ в открытии расчетного счета от банка без объяснения причин. Можно попробовать открыть расчетный счет в другом банке, но во первых это трата большого количества времени, а во вторых уже не Вы будете выбирать банк, а банк Вас.
2. Взаимодействие с банком.
Вторая трудность, что даже если у Вас получится открыть расчетный счет, организация будет все равно обладать критерием повышенного риска и вызывать подозрения у службы безопасности банка. В итоге простые операции по снятию наличных под отчет, оплаты по договорам займа, поступление и списание крупных сумм, будут значительно чаще приостанавливаться с требованием предоставить подтверждающие документы по операции. В итоге НКО теряет право на ошибку, и при определенных сложностях банк вероятнее закроет Вам обслуживание и счет в одностороннем порядке.
3. Контрагенты.
Массовый адрес является одним из ключевых показателей недобросовестных контрагентом. Проверить массовость адреса, руководителя, учредителей, можно в открытых источниках по базам Налоговой. Соответственно юридические отделы неохотно ставят свои визы на работу с такими контрагентами. Т.к. документы от недобросовестных поставщиков товаров и услуг, по итогам выездных проверок, налоговая часто вынимает из себестоимости и доначисляет НДС и налог на прибыль. Впринципе, даже обычные люди стали более просвещенными и неохотно передают денежные средства или оказывают поддержку таким НКО.
4. Гранты и целевое финансирование.
По тойже причине, что и в предыдущем пункте, выделение грантов или целевого финансирования от государства или крупных меценатов или фондов фактически закрыто.
Если вы рассчитываете на данный вид финансирование, нормальный живой адрес должен быть обязательно.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.
Или пишите вниз комментарии, также ответим.
Вам также может быть интересно: