• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Маргарита Филатова Руководитель бухгалтерии
Высшая компетенция НКО

Нулевая 2000 руб. Деятельность 5000 руб.
Деятельность + зарплата 7000 руб.
Позвонить: 8(800)100-60-71
отчеты бухгалтерский учет

Социальный фонд России: новый ПФР или нет?

С января 2023 года в России появился Социальный фонд (СФР), объединяющий Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и взявший на себя полномочия этих органов. ПФР выплачивает пенсии, больничные и социальные пособия.  Бюджет фонда формируют страховые взносы и другие источники, то есть СФР является государственным внебюджетным фондом. Фонд заботится о благополучии граждан и гарантирует простую и удобную социальную поддержку. В новой статье бухгалтер с высшей компетенцией НКО Маргарита Филатова объясняет, в чем функции СФР, чем фонд отличается от своего предшественника – пенсионного фонда, и какие изменения появились в отчетности. 

 Что такое СФРМногие задаются вопросом, что такое социальный фонд России (СФР) и интересуются его функционалом. СФР – это тот же Пенсионный фонд или что-то большее? Поменялось только название или же существенно изменился функционал? В данной статье разберем все основные аспекты, сделав упор на изменениях для бухгалтеров.

Содержание

  1. Немного истории образования СФР
  2. Изменения, которые нас коснулись
  3. Отчетность в СФР в 2024 году
  4. Больничный лист по нетрудоспособности
  5. Больничный лист по беременности и родам
  6. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и оплата по нему

Немного истории образования СФР

СФР в своей новой аббревиатуре начал работать с 1 января 2023 года, объединив в себе всем давно знакомые Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России

Объединение произошло не просто так, а для лучшей коммуникации в работе двух этих фондов. По сути оба фонда на протяжении долгого времени решали схожие социальные задачи: начисляли пенсии, пособия, выплачивали больничные, декретные и прочие социальные выплаты. Достаточно часто приходилось делать запросы из одного ведомства в другое для решения тех или иных задач. Теперь же, объединившись не только в наименовании, но в функционале и совместной базе данных, фонд работает с населением гораздо проще и прозрачнее. Такая работа занимает гораздо меньше времени и ускоряет процесс взаимодействия.

Изменения, которые нас коснулись

Что поменялось для обычного гражданина. Появилось единое окно – теперь не нужно бегать от одного ведомства к другому по несколько раз, а все задачи можно решить при одном запросе в Социальный фонд России или посещении единого окна в МФЦ.

Что изменилось с точки зрения бухгалтеров и руководителей НКО и коммерческих организаций. Несмотря на направленность в помощи именно некоммерческому сектору, хочется помочь и другим предпринимателям. Поэтому рассмотрю позицию для всех.

Казалось бы, объединение фондов сулит облегчение в том числе и в отчетности организации перед ними. Но по сути для бухгалтерии практически ничего не изменилось. Да, у нас теперь есть один контролирующий орган в социальной сфере, но количество отчетов осталось прежним. Поменялось только наименование и немного структура самих отчетов.

Проведем сравнительный анализ, какая отчетность была ранее и что необходимо предоставлять теперь.

Отчетность в СФР в 2024 году

В таблице ниже Вы найдете самые актуальные данные по отчетам и срокам их предоставления. 

Таблица отчетности СФР в 2024 годуТаблица 1. Отчетность СФР в 2024 году

Большую часть отчетности необходимо направлять через электронно-цифровую подпись (далее – ЭЦП). 

О том, как получить ЭЦП и как с ней далее работать, Вы можете познакомиться в статье.

Как Вы уже обратили внимание, отчетность в СФР сдают в среднем один раз в квартал, если нет постоянных изменений в штатном расписании ваших сотрудников. 

Отчет ЕФС-1 имеет общее название для некоторых отчетов, но при заполнении и отправке Вы выбираете именно те разделы, которые необходимы в том или ином случае. Если мы возьмем старый отчет 4ФСС, то новый отчет очень на него похож по составу табличек и форм. Данный отчет сдаем 4 раза в год, по итогу каждого квартала нарастающим итогом (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, год). В итоговом отчете (годовом отчете), кроме стандартных разделов, появляется Раздел 2. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и Подраздел 2.1 Расчет сумм страховых взносов. Необходимо также заполнить раздел, посвященный Трудовому стажу, –  Подраздел 1. Сведения о страховом стаже и заработной плате.

С 2024 года в данном подразделе по страховому стажу мы указываем не всех сотрудников, которые у нас работают, а только тех, у которых были особые или дополнительные условия труда. С полным перечнем можно ознакомиться в п.3.ст.11 ФЗ от 01.09.96 г. № 27-ФЗ. Если говорить коротко, то это следующие случаи:

  • выполняли работу, дающую право на получение досрочной пенсии;
  • работали в сельском хозяйстве;
  • замещали государственные должности РФ;
  • работали вахтовым методом в организациях сезонной отраслевой промышленности или полный навигационный период на водном транспорте;
  • работали в период отбывания наказания в месте лишения свободы;
  • имели периоды простоя или отстранения от работы;
  • имели период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Сюда же относят отпуск за свой счет.

Хочу обратить внимание, что в большинстве организаций есть сотрудники, которые взяли отпуск за свой счет или находятся в отпуске по уходу за ребенком, поэтому почти каждой организации необходимо подавать по итогу года данные по страховому стажу на сотрудников. По итогу 2023 года СФР давал разъяснения о готовности принять данные на сотрудников не только по выделенному выше перечню, но и по всем сотрудникам, как подавали данные ранее, т.е. на каждого сотрудника, даже если он выполнял свою работу весь год без простоев и других особенностей, указанных выше.

Со стандартной отчетностью мы разобрались, но давайте подумаем, в каких еще случаях нам нужно будет обратиться в СФР? Правильно, это больничные и декретные.

Как же сейчас подать или получить больничный? Далее рассмотрим только электронную версию подачи и получения больничного листа.

Больничный лист по нетрудоспособности

В день, когда сотрудник выходит на больничный, он оповещает Вас об этом. Сотрудник имеет на руках номер электронного больничного листа. В этот момент можно пока ничего не делать, главное – помнить про больничный и отметить это в Табеле учета рабочего времени. В день закрытия больничного листа у сотрудника на руках или в личном кабинете Госуслуг будет информация по больничному листу. Нас интересует только номер больничного листа, который необходимо запросить у болевшего сотрудника. 

Используя программы для сдачи отчетности, такие как 1С, СБИС, Контур, Вы можете запросить у ведомства (СФР) электронный больничный. Для этого Вам достаточно знать только номер больничного листа. Данный документ приходит достаточно быстро, чаще всего в течение часа. 

В полученном документе Вы увидите и сможете проверить все основные данные: ФИО, паспортные данные, период болезни, причину (код) болезни, т.е. мы смотрим болел ли сотрудник сам или, к примеру, сидел дома с заболевшим ребенком. Обращу внимание, что в зависимости от кода заболевания по-разному начисляют больничный. В случае болезни самого работника первые 3 рабочих дня оплачивает работодатель и только оставшиеся дни оплачивает СФР. В случае, если сотрудник отсутствовал по причине болезни своего ребенка и получил по этому поводу больничный, все расходы по больничному сразу берет на себя СФР.

Но для того чтобы СФР мог на себя взять расходы, нам необходимо ему в этом помочь, то есть заполнить всю недостающую информацию в полученном Больничном листе:

  • реквизиты для перечисления больничного сотруднику;
  • заработную плату сотрудника за 2 предшествующих года. Например, если мы говорим про больничный в 2024 году, то информация в СФР пойдет по заработной плате за 2022 и 2023 годы;
  • страховой стаж сотрудника на основании трудовой книжки. Это очень важный показатель, т.к. от него также зависит размер переведенного больничного. Сотрудники со страховым стажем менее 6 месяцев получат 1 минимальный размер оплаты труда по МРОТ; от 6 месяцев до 5 лет получат 60% от средней зарплаты за последние 2 года; от 5 до 8 лет –  80% зарплаты за последние два года. И только сотрудники с трудовым стажем более 8 лет получат оплату, равную 100% их среднего заработка за последние два года;
  • районный коэффициент, если у вас есть особенности пребывания;
  • информация о работе сотрудника, если он работает неполный день и это не основная его работа. 

Сайт Социального фонда России

Рис. 1. Так выглядит сайт Социального фонда России 

Больничный лист по беременности и родам

Больничный лист по беременности и родам так же, как и обычный больничный лист, теперь электронный. Для подачи данных работодатель должен направить запрос по данному больничному листу в СФР. Для этого нужно знать только номер больничного листа. Вы выбираете сотрудника из списка своих сотрудников, указываете номер больничного листа и отправляете запрос в СФР. В течение часа, а обычно намного быстрее, СФР направит вам электронный больничный лист. 

Работодателю придется заполнить все те же данные, что и в больничном, а именно: 

  • сумму ЗП за 2 предыдущие года;
  • трудовой стаж сотрудника;
  • способ получения пособия. 

Также обращу внимание, что сотрудник может попросить заменить годы работы для расчета больничного или отпуска по уходу за ребенком, если в один из предыдущих годов, который попадает в расчет, находился в отпуске по уходу за ребенком или отпуске по беременности и родам. В замену может пойти два предшествующих года до ухода сотрудника в декрет или отпуск по уходу за ребенком.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и оплата по нему

Как вы уже поняли, все что связано с больничными – теперь прерогатива СФР.

Для подачи данных направьте в СФР запрос с первичной информацией в специальной форме: ФИО сотрудника, ФИО и дата рождения ребенка. Важно отметить, какой по счету ребенок в семье. Если он не первый, то также заполнить данные на старших детей (ФИО, дата рождения, СНИЛС, пол ребенка). 

Обязательно необходимо запросить у сотрудника: 

  • заявление на отпуск по уходу за ребенком; 
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельства на других детей, если ребенок не первый.

Также подготовьте приказ о предоставлении отпуска. 

Если одновременно родились двое и более детей, то на каждого ребенка подают отдельное заявление (больничный) в СФР. Далее в течение 3-х дней СФР запросит у Вас дополнительную информацию и документы. Из стандартных данных это заработная плата за 2 предыдущих года работы. Помните про возможность замены годов при расчете пособия. 

Пособия по уходу за ребенком выплачивают в размере 40% от средней заработной платы, но оно не может быть ниже минимума – 9 227 руб. 24 коп. с учетом районного коэффициента. Также есть ограничения и по максимуму – выплата не может превышать 49 123 руб. 12 коп. Если родились двое детей и более, на каждого ребенка пособие начисляется отдельно. Но по итогу все пособия не могут превышать 100% средний заработок сотрудника, находящегося в отпуске по уходу.

Оборачиваясь назад понимаешь, что действительно удобнее, когда вся основная информация находится в одном большом ведомстве. Скорость работы СФР очень увеличилась по сравнению с работой ПФР и ФСС одновременно. Теперь задачи по больничным, отпуску по уходу за ребенком и отчетность принимают и обрабатывают достаточно быстро. Иной раз быстрее, чем в налоговой инспекции. Поэтому объединение двух фондов однозначно пошло на пользу как обычным физическим лицам, так и организациям.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.




Подпишитесь на наш новый Телеграм-канал Только новости НКО и соцсферы. Без рекламы


Подпишитесь на свежие новости НКО Будьте вкурсе важных событий в сфере НКО.


 

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.