Правила и стоимость аудита НКО
Аудит некоммерческих организаций может быть обязательным или проводиться с инициативы руководителя или учредителей НКО. Поскольку ряд некоммерческих объединений параллельно с основной деятельностью ведут еще и коммерческую, то при ведении бухгалтерского учета в НКО могут возникнуть некоторые сложности. Таким организациям аудит просто необходим, так как его проведение разрешает проверить корректность ведения бухучета и избежать дальнейших проблем и, в частности, с контролирующими органами.
Аудит фондов, СРО и еще ряда НКО является обязательным. В ходе аудиторской проверки некоммерческих организаций определяется, насколько проведение фактических бухгалтерских операций соответствует порядку ведения бухучета, предусмотренному требованиями законодательства и устава. Опишем процедуру аудита, из чего он состоит.
Содержание:
- Цели проведения аудита НКО
- Стоимость аудита
- В каких НКО аудиторская проверка обязательна
- Подготовка к аудиторской проверке НКО
- Как проводится аудиторская проверка НКО
- Этапы аудиторской проверки НКО
- Какие бывают заключения аудиторской проверки
- Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита
Цели проведения аудита НКО
- Чтобы проверить, насколько фактическая деятельность организации, принципы ее финансирования, формирования и распределения материальных и денежных средств соответствуют задачам и целям, указанным в уставных документах и определенным управляющими органами НКО;
- Для проверки учетной политики, применяемой в бухучете и анализа ее правильности;
- Чтобы проверить и подтвердить целевые расходы полученных грантов;
- Для проверки целевых использований получаемых денежных средств. В процессе аудита устанавливается, насколько расход финансов отвечает ранее утвержденным программам и сметам. Также проверяется соответствие суммы расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
- Чтобы проверить и подтвердить целевое использование поступивших средств, указанных в отчетности;
- Чтобы проанализировать правильность раздельного ведения учета, если организация наряду с некоммерческой занимается еще и коммерческой деятельностью. Основная задача аудита — подтвердить корректность полученного финансового результата;
- Чтобы проверить, насколько учетные записи отвечают информации, указанной в первичных документах;
- Для анализа правильности оформления в документах операций, связанных с получением и расходом денежных активов или имущества НКО;
- Чтобы определить, насколько налоги от доходов, получаемых от некоммерческой деятельности, отвечают налогообложению, установленному законодательством;
- Для проверки правильности договоров, заключенных с другими организациями, коммерческими структурами и наемными сотрудниками, другой документации.
Если аудиторская проверка НКО проводится с инициативы руководителей или учредителей, то перед аудитором могут быть дополнительно поставлены конкретные задачи, определяемые спецификой организации и ее деятельности. При проведении аудита можно получить рекомендации специалистов, воспользоваться их помощью для грамотного проектирования будущих расходов поступающих средств.
Стоимость аудита
- Аудит нулевой НКО — 15 000 руб.
- Аудит НКО с оборотами от 25 000 руб.
В каких НКО аудиторская проверка обязательна
- В негосударственных фондах — общественных, частных, благотворительных, инвестиционных, пенсионных и других;
- В саморегулируемых организациях (СРО);
- В фондовых биржах, которые были зарегистрированы в качестве некоммерческих партнерств или ассоциаций;
- В управляющих компаниях инвестиционного фонда паевого или акционерного типа;
- В крупных некоммерческих структурах, годовой баланс которых, согласно отчетности прошлого года, составляет свыше 20 млн. руб.;
- В жилищных накопительных кооперативах;
- В кредитных потребительских кооперативах;
- В организациях, которые являются иностранными агентами или структурными подразделениями иностранных НКО;
- В некоммерческих организациях, получивших гранты, для подтверждения их целевого использования.
Также в обязательно порядке аудиторская проверка проводится в НКО, суммарные активы которых свыше 60 млн. рублей или в случае, когда выручка за коммерческую деятельность в прошедшем году превышала 400 млн. рублей. Кроме этого, проведение аудита может быть прописано в уставе некоммерческой организации, и в таком случае также является обязательным.
Подготовка к аудиторской проверке НКО
Проведению аудита предшествует подготовительный этап, состоящий из ряда процедур. При правильной организации процесса аудиторская проверка проводится в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью.
При подготовке к аудиту некоммерческих организаций выполняются следующие процедуры:
- Определяются его основные задачи и цели. Если проверка является инициативной, то аудит может быть полным или частичным, исходя из требований его инициаторов;
- Аудиторы знакомятся со спецификой характера НКО и деятельностью организации. При ознакомлении изучают виды деятельности некоммерческого объединения и его структуру;
- Аудиторы изучают материалы предыдущих проверок, знакомятся с их результатами и заключениями;
- Определяются аудиторские риски, делается их оценка;
- Разрабатываются тактика и стратегия предстоящей аудиторской проверки. На этом этапе составляется программа проверочных мероприятий, разрабатывается план действий, устанавливается круг проверяемых лиц и определяются сроки проверки.
Как проводится аудиторская проверка НКО?
Для проведения аудита некоммерческая организация должна обратиться в аудиторскую компанию с письменным запросом, в котором указывается примерный перечень основных задач и желаемые сроки проведения. На отправленное обращение аудиторская компания должна предоставить письменный ответ и дать свое согласие или отказаться от проведения аудита.
Если получено согласие на предоставление аудиторских услуг, то письмо считается договором оферты. Дополнительно может заключаться соглашение, которое составляется аудитором после предварительного знакомства с НКО, ее деятельностью и задачами проведения проверки.
Этапы аудиторской проверки НКО:
- Подготовительный — как сказано выше, аудитор знакомится со спецификой и характером деятельности организации, ее задачами и целями, составляется программа и план аудита;
- Промежуточный — на этом этапе изучается и проверяется вся документация НКО, а также аудиторы проверяют системы внутреннего контроля, чтобы определить степени рисков;
- Основной — согласно поставленным задачам и целям, а также требованиям инициаторов проверяется деятельность НКО, вся документация организации, правильность отражения данных в документах и другая информация. На этом этапе, собственно, и выполняется аудит некоммерческой организации, согласно разработанным программам и планам;
- Заключительный — последний этап, на котором аудиторы составляют отчет о проведенной проверке, делают заключение согласно материалам и результатам проверки.
Период и сроки проведения каждого этапа аудиторской проверки предварительно согласовываются с руководителями НКО или инициаторами аудита.
Аудит некоммерческих организаций во многом отличается от аудиторской проверки коммерческих структур. Здесь главной задачей является проверка целевого назначения при поступлении и расходовании средств.
На основном этапе аудита НКО происходит проверка:
- Учредительных документов — проверяют соответствие фактической деятельности организации деятельности, указанной в уставных документах. Также определяют наличие дополнительных видов деятельности, разрешенных на законодательном уровне;
- Поступлений финансовых и материальных средств от членов и соучредителей НКО — проверяется, производились ли поступления в соответствии с уставной деятельностью, чтобы исключить необходимость налогообложения;
- Финансовых поступлений от других структур и организаций, в том числе получение грантов — определяют наличие документального подтверждения источников и характера финансирования;
- Пожертвований, полученных от физических лиц — проверяется, есть ли акт приема средств и их распределение;
- Внереализационных поступлений — проверяют правильность начисления налогов и ведение раздельного учета средств;
- Расходов некоммерческой организации — проверяют смету, первичную документацию, устанавливают, насколько фактические расходы соответствуют тем, которые указаны в уставных документах:
- Поступлений от деятельности коммерческого характера — проверяют законность коммерческой деятельности, правильность налогообложения и назначения расходов;
- Оплату труда сотрудников НКО — проверяется законность приема работников, правильность документального оформления приема на работу, начисления заработной платы и отчислений.
Также может проверяться другая существующая у организации документация. Полный объем проверяемых документов и материалов зависит от требований инициаторов, от организационной формы НКО, специфики и характера ее деятельности.
Завершающий этап аудита НКО
По результатам аудиторской проверки на завершающем этапе делается заключение. Оно составляется на основании материалов проверки и получает статус официального документа. Аудиторские заключения составляются уже после того, как аудиторами была полностью проверена вся документация, выполнен тщательный анализ документов сплошным или выборочным методом, согласно разработанному плану и программе проверочных мероприятий.
В заключении, основанном на результатах проведенного аудита, содержится следующая информация:
- Название документа;
- Информация о заявителях или инициаторах аудита;
- Данные об аудиторской компании и лицах, проводящих проверку;
- Информацию о проверяемой некоммерческой организации;
- На основании каких законодательных актов проводилась аудиторская проверка;
- Какие документы рассматривались при проведении аудиторских мероприятий;
- В каком порядке проводилась проверка;
- Информация о достоверности данных, указанных в проверяемых документах;
- Субъективное мнение проверяющего органа;
- Дата составления документа.
Заключение должно быть подписано аудитором или лицом, представляющим аудиторскую компанию, затем подпись заверяется представителем некоммерческой организации.
- Какие заключения могут быть составлены на основании результатов и материалов проверки?
Аудиторской проверкой подтверждается надежность НКО и достоверность информации, предоставляемой организацией. Поэтому к составлению заключения аудиторы подходят со всей ответственностью. Следует знать, что существует несколько разновидностей заключений аудиторской проверки, и каждый вид составляется таким образом, чтобы и некоммерческой организации и контролирующим органам были понятны полученные результаты и состояние учета проверяемой НКО.
Какие бывают заключения аудиторской проверки
- Безоговорочно положительными — такими заключениями подтверждается, что учет ведется абсолютно правильно, все отчетности и документы составлены верно и без ошибок, деятельность ведется на законном основании, а по задачам, поставленным заказчиком аудита, сделаны удовлетворительные выводы;
- Положительными с оговоркой — такие заключения означают, что учет, заполнение документации и составление отчетности, а также деятельность НКО ведутся в рамках законодательства, но в ходе проверки были выявлены незначительные ошибки, которые должны быть устранены в указанные сроки;
- Отрицательными — такие заключения даются аудиторами, если в ходе проверки было установлено, что учет, составление отчетности, ведение документации и деятельности в целом не соответствует нормам законодательства и уставным документам некоммерческой организации;
- Отказ от вынесения решения по результатам проверки — такое заключение также может быть, если аудиторы получили для изучения и проверки недостаточно документации и материалов, что не дает возможность определить правильность ведения учета и решить остальные задачи, поставленные в рамках проверки.
Как показывает практика, для правильной проверки и анализа деятельности некоммерческой организации необходимы специальные знания, аудитор должен разбираться в специфике ведения учета и предоставления отчетности НКО, в особенностях и нюансах ее деятельности. Поэтому необходимо обращаться к профессионально обученным специалистам с многолетним опытом, у которых есть аттестат аудиторов.
Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?
Бывают случаи, когда со стороны аудитора расторгается договор на выполнение аудита. Это может произойти по следующим причинам — руководителями или представителями некоммерческой организации не были созданы требуемые условия для правильного проведения проверочных мероприятий, не представляются требуемые документы и материалы, создаются препятствия к проведению проверки.
- Обязанность лица, заказавшего аудит НКО — подготовить и предоставить всю необходимую документацию, обеспечить требуемые условия для его корректного проведения. Если это требование нарушено, аудитор вправе расторгнуть договор и потребовать компенсировать свои издержки.
Поскольку для большинства некоммерческих объединений аудиторская проверка является обязательной, то в их интересах избежать проблем с проверяющими органами и создать все необходимые условия для выполнения аудита и получения положительного заключения. В противном случае возникнут проблемы с проведением дальнейшей деятельности НКО. Если некоммерческие организации относятся к объединениям с обязательным выполнением аудита, то проверки в них должны проводиться каждый год. В остальных случаях аудит проводиться по инициативе руководства или учредителей при возникновении необходимости.
Когда и в какие сроки будет проведена аудиторская проверка, аудитором и заказчиком обсуждается на подготовительном этапе и согласовываются с руководителями некоммерческого объединения. Если в процессе проведения проверочных мероприятий возникла необходимость в дополнительной проверке данных или материалов, для которой потребуется дополнительное время, то сроки могут быть увеличены по согласованию с заказчиком.
Некоммерческие организации, которые попадают под обязательный аудит, обязаны предоставлять результаты аудиторской проверки, а именно выданное аудитором заключение, в статистические органы при подаче отчетности.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам может быть интересно: