• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Руководитель фронт-менеджмента 
Эксперт НКО 

Создание, учёт и развитие НКО
Первичная консультация бесплатно
Позвонить: 8(800)100-60-71
сотрудники НКО развитие НКО

Развитие НКО со своим специалистом

Хоть эта статья и написана для новоиспеченных НКО часто даже не знающих, как и куда двигаться, а так же, что предпринять в данный конкретный момент времени, информация эта будет полезна и для старых организаций и их участников. Для чего нужен специалист по развитию НКО? Как он будет действовать? И что входит в его обязанности? И самое главное, зачем вообще нужен такой человек? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье. Интересно? Ну что ж, тогда давайте начнем.

Зачем нужен Специалист/ менеджер по развитию в НКО.

И начнем мы с конца. Вернее с последнего вопроса. Зачем нужен специалист по развитию НКО? 
Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассматривать весь путь создания НКО. Самое главное: кто создает некоммерческие организации? Часто это люди полные энтузиазма донести до окружающих некую идею, вывести в массы свое любимое дело или достичь некоей цели. Редко у подобных людей бывает опыт управленца, а если он и имеется, то чаще всего это опыт работы с коммерческими организациями и для действий в границах НКО он не подходит. Но, хорошо, предположим, что НКО создана, управленческую часть участники так или иначе разобрали и даже начали достигать первых результатов, для которых эта организация была создана. Вроде бы отличный результат, но… что делать дальше? Браться за новые проекты? Казалось бы, очевидное развитие ситуации, но не стоит забывать, что кроме морального удовлетворения по сути дела подобные организации не приносят участникам ничего. На это еще наслаивается необходимость работать для обеспечения себя и своей семьи, ежедневные неурядицы, выбивающие из позитивной колеи, просто эмоциональное выгорание, и вот уже любимое дело превращается в обязательную рутину, порой уже и не приносящую даже эмоционального удовлетворения. А ведь хочется прогресса, хочется быть, если не у всех на устах, то хотя бы на слуху. Но рутина все губит. И-и тут мы подходим к необходимости специалиста по развитию НКО – человека, работа которого сводиться именно к тому, чтобы снять с заказчика большую часть рутинных обязательств, оставив на его усмотрение лишь самые важные вопросы. 


Проблемы развития некоммерческих организаций и варианты их решения.


Любая НКО так или иначе сталкивается с некоторыми трудностями. Будь то недостаток финансов или проблемы управления, все это не является неизлечимым диагнозом для организации, когда-то и кем-то уже было пережито и решено. Давайте рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются НКО, а так же варианты их решения. 


НЕХВАТКА ФИНАНСОВ. ДЕНЬГИ! Проблема, загубившая не одно хорошее начинание. Одна из наиболее часто встречаемых проблем это - финансирование. Казалось бы, какие деньги? Ведь организация Некоммерческая. Но не стоит забывать, что любое хорошее начинание должен кто-то профинансировать, выделить ресурсы и, возможно, рабочие руки. И то и другое стоит денег. Можно быть сколь угодно добрым и отзывчивым, но если в кармане гуляет ветер, помочь другим особо –то и нечем. 
РЕШЕНИЯ. Одно из основных заблуждений учредителей НКО в том, что такие организации якобы не имеют права вести коммерческую деятельность. Это ошибка. Большинство форм НКО имеет на это право. А в чем тогда разница, спросите вы? Разница в том, что прибыль идет не владельцу организации, а на ее развитие и достижение целей, прописанных в уставе организации. Другим вариантом может быть сбор пожертвований. В современных условиях для этого достаточно сайта с кнопкой быстрой оплаты. Разумеется сайту необходимо продвижение, но это уже отдельная история, которую мы еще рассмотрим. Последним вариантом является получение гранта. Государство, а так же множество иных финансовых структур готовы вкладывать значительные средства в НКО, разумеется при условии грамотно сформированной заявки на грант. 

 

ПРОБЛЕМА БУХГАЛТЕРИИ. Допустим, вы из самых лучших побуждений, в желании помочь нуждающимся создали НКО. Вы нашли спонсора, который готов пожертвовать свои деньги на благое дело. И вроде бы дело завертелось, но спустя какое-то время от налоговой и МинЮста с требованием оплатить пени. После всех разбирательств выясняется, что:

  • нужно сдавать ежемесячную, ежеквартальную и ежегодную отчетность;
  • деньги, пожертвованные вашим спонсором, должны быть правильно проведены через бухгалтерию;
  • затраты так же как и поступления требуют правильного отчета «по форме»;
  • обычный бухгалтер вам не подходит. Необходим именно работающий оп профилю НКО. 

Опять же стресс, траты, выгорание. Оно вам надо? Если оно вам не надо, то переходим к решениям.
РЕШЕНИЯ. Для решения этой проблемы первым делом нужен бухгалтер, специализирующийся на работе с НКО. Проблема в том, что направление это специфичное, а объем работы едва ли стоит того, чтобы нанимать целого бухгалтера на целую зарплату – для многих НКО, это может оказаться слишком дорогим удовольствием. НО всегда есть бухгалтерия на аутсорсе. Тут, разумеется, есть свои «за» и «против», где главное «против» это вариант про сбежавшего в неизвестном направлении бухгалтера, оставившего вам разгребать кучу проблем. 

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ.  Создатели НКО часто забывают, что это хоть и некоммерческая, но все же организация. Ей нужен грамотный управленец способный в режиме реального времени без стресса и истерик решать всплывающие проблемы или наладить такую систему управления, где каждый будет в меру сил и возможностей исполнять свои обязанности. Тем не менее, чаще всего без грамотного управления, люди редко могут прийти к какому-то адекватному результату. 
РЕШЕНИЕ. Решений тут на самом деле не много. Самым очевидным, на мой взгляд, является некая форма наставничества. За любое дело уже кто-то брался, каждую ошибку уже кто-то совершил и, чтобы создание и деятельность вашей НКО, не походили на забег по полю из граблей, разумно будет изучить опыт и ошибки аналогичных организаций и попросить совета у людей уже знакомых с ситуацией. 

 

ПРОБЛЕМА ПАССИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. Представим ситуацию, НКО создана и работает как часы, все условия созданы, цели ясны и достижимы и –и…  ничего. Ну, то есть, вообще ничего! Люди не помогают, в соцсетях не поддерживают, поддержки финансами тоже не наблюдается. Возникает законный вопрос «Почему?», ведь вы все так отлично организовали и подготовили. К сожалению, в этом нет ничего удивительного. Исторически так сложилось, что люди думают в первую очередь о своем благосостоянии(в самом широком смысле этого слова) и не готовы жертвовать своим временем, силами и средствами ради посторонних людей, тем более не напрямую, а через вторые/третьи руки(роль которых как раз и выполняет НКО). Отчасти в этом виновата масса мошенников, никогда не упускающих возможности облапошить доверчивых граждан, но то мошенники, а как быть честным людям? Как зажечь в человеке искру сострадания или хотя бы обычной заинтересованности?
РЕШЕНИЕ. Решение заключается в одном слове – ДОВЕРИЕ. Другой вопрос, как его добиться? В первую очередь это, конечно же, освещение своей деятельности в соцсетях. Причем это не должна пустая агитка, прочитав которую человек загорится идеей, но увидев неприглядную истину, перегорит и станет в будущем недоверчивым к подобным вещам. Должна быть правда. Честное описание происходящего, проблем, побед, может даже каких-то личных переживаний. Важно живое общение, создание о НКО мнения, ни как о некоей пирамиде жуликов, а как союзе людей объединенных общей идеей. Опять же важно действие. Не слова и призывы, а живой пример подаваемый окружающим. Чем больше условный обыватель будет ассоциировать себя с сотрудником НКО(волонтером как пример), тем с большей вероятностью, он рано или поздно  поможет организации.  Всему этому могут помочь соцсети, личный сайт, взаимодействие с местными СМИ. 


ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ. Ладно, худо ли бедно ли с большинством проблем вы справились. Все работает, ничего не ломается, выше прыгать некуда. И тут мы сталкиваемся с осознанием, что все скучно, рутинно и вообще хочется новых ощущений. Вот мы и добрались до периода стагнации.  На самом деле назвать этот период плохим нельзя – вы уже достигли всех целей которые ставили перед собой, остается только поддерживать  эту баржу на плаву. Тем не менее, нельзя этот период назвать и хорошим, так как хочется чего-то нового, а для запуска чего-то нового все болото известное вам с создания своей первой НКО надо переплывать по новой. В итоге «поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что».  Есть ли из подобной ситуации выход? Разумеется, есть и не один, вопрос лишь в том, насколько вы готовы идти этим путем. 
РЕШЕНИЯ. Вариантов много, но в целом их можно разделить на развитие  «в ширь» и «в глубь». Рассмотрим вариант «в ширь». Допустим, ваша НКО помогает малоимущим группам населения в какой –либо области нашей страны. На определенном моменте, вы через соцсети или иным образом узнаете, что в соседней области подобная вашей НКО или распалась, или работает неэффективно, или вовсе попала в зону интересов правоохранительных органов. А малоимущие в соседней области никуда не делись и им все так же необходима помощь. Вы снаряжаете своеобразный десант, добираете неравнодушных людей на месте и вот, ваша НКО уже работает на две области.  Нового вы ничего для себя не открыли, просто, образно выражаясь «расширили производство». Другое дело, когда вы все же решаетесь развивать свое направление «в глубь», то есть осваивать области с вашей деятельностью смежные, но пока вам не известные. Суть та же самая, добираем народ, собираем ресурсы, организуем и вот, ваша НКО уже не только помогает малоимущим семьям, но и, допустим, организовывает горячее питание для бездомных или нечто подобное. По сути то же «расширение производства», но уже под иной профиль. 


И вот здесь мы подходим к необходимости специалиста или же менеджера, кому как удобно, по развитию НКО. Все выше перечисленные проблемы подразумевают необходимость находить толковых людей. Неважно, нужен вам юрист для юридической консультации или же айтишник для создания и  сопровождения сайта, всех их надо найти, а найдя, надеяться, что они достаточно квалифицированы, чтобы выполнить поставленные задачи. НО тут возникает вопрос, зачем в мыле бегать от одного соискателя к другому, тратя на это свое время и нервы, когда можно обратиться к специалисту, который вам подберет весь необходимый штат сотрудников и/или фрилансеров и, самое главное, их контролировать?

Работа с одним человеком и контроль всей команды.


Да, именно в этом и есть суть задач специалиста по развитию НКО – быть связующим звеном между вашей организацией и любым специалистом, который может ей понадобиться. Так же менеджер по развитию, будучи не в пример серьезнее вовлеченным в проблемы для решениях которых создаются НКО(а он подбирает людей), сможет подсказать правильное направление развития организации, для наилучшего исполнения ее уставных обязательств. В итоге всего ОДИН человек позволяет решить вам практически любую задачу или проблему, возникающие перед вашей организацией. Согласитесь, это очень удобно?
Еще одной из косвенных обязанностей менеджера по развитию можно считать профессиональную оценку вашей НКО, указать на ошибки коллектива и отдельных его членов. Это как раз и есть то самое обращение к старшим товарищам, о которых я упоминал в графе решения управленческих проблем. Он же поможет оптимизировать штат, подскажет, где можно взять сотрудника на постоянную работу, а где достаточно прибегнуть к помощи фрилансера. И это лишь часть преимуществ подобного сотрудника, все же их можно ощутить лишь на практике. 
Разумеется, всегда есть вариант самостоятельно подготовить такого специалиста, который со временем обрастет и опытом и связями, но все упирается во время. Время – самая главная и ценная валюта человека, ведь оно невосполнимо. И чтобы сэкономить свое время намного легче нанять профессионала у которого уже есть связи, есть опыт и знания и просто сказать ему, что вам нужно, а после получить удовлетворяющий вас результат. 


Продвижение НКО


Еще несколько слов о продвижении своей организации. Неважно чем вы занимаетесь, держите ли НКО или ведете бизнес вам всегда нужно информационное сопровождение. Будь то сайт или группа в соцсетях, или даже просто страничка вашей маленькой кофейни, не важно, пока о вас не знают вы пустое место – таков мир, в котором мы живем. Возможно это было очень резко, но «тряпошный телефон» всегда был и  остается основным источником информации и лишь обрастает новыми технологиями. И действительно, сложно сейчас представить даже самую захудалую фирму или предпринимателя хотя бы без элементарной странички своей деятельности в какой-нибудь из соцсетей. 
В случае с НКО все еще сложнее, ведь все они существуют в условиях жесточайшей конкуренции не только друг с другом, но и с более громкими и, чего уж греха таить, интересными инфоповодами. Сложно представить молодого человека, который променяет 20 минут просмотра ленты или сторис, на те же 20 минут видео отчета волонтеров. На это еще наслаивается конкуренция с другими НКО. Зачем Волонтёрам или Жертвователям поддерживать вас, если точно такой же деятельностью занимается Вася Иванов, и недавно он выложил историю как успешно достиг промежуточных результатов? Конечно, Вася смотрится по сравнению с вами гораздо более привлекательно. По этому, без привлечения аналогичных инструментов, выиграть гонку невозможно. И тут мы снова натыкаемся на вопрос, а кто всеми этими инструментами будет рулить. Кто будет писать посты в Инстаграм, кто будет записывать ролики на Ютуб и так далее и тому подобное. И снова мы приходим к идее необходимости человека, который будет искать нужных людей и контролировать их работу – менеджера по развитию НКО. 

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.