• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Наталья Грунская Руководитель юристов
Высшая компетенция НКО

Архитектура НКО — 39 500 руб.
Реорганизация НКО от 55 500 руб.
Сами готовим, подаем и получаем документы
Позвонить: 8(800)100-60-71
новое НКО ассоциация Минюст

Правовая экспертиза документов Ассоциации (Союза) на регистрацию в Минюсте

В данной статье мы рассмотрим основные моменты, связанные с прохождением правовой экспертизы документов Ассоциации (союза), поданных в Министерство юстиции для прохождения государственной регистрации при создании.

  1. Способы подачи документов
  2. Решения Минюста 
  3. Анализ документов ассоциации
  4. Основные моменты правовой экспертизы документов

Способы подачи документов 


 В настоящее время подать документы в Министерство юстиции для прохождения правовой экспертизы можно двумя способами:

  1. С помощью бумажного документооборота: Очно – в рамках данного способа заявитель напрямую взаимодействует с Министерством юстиции. По почте – заявитель отправляет документы с помощью почтовых услуг 
  2. С помощью электронного документооборота:По средствам ЭЦП (Электронной цифровой подписи) – данный способ базируется на использовании ЭЦП и отправке документов в электронном виде (необходимо отметить, что по результатам прохождения правовой экспертизы документов Ассоциации (союза), могут быть вынесены только два решения: отказ в государственной регистрации или положительное решение, связанное с передачей документов в налоговый орган)

Решения Минюста

В рамках прохождения правовой экспертизы документов Ассоциации (союза), связанной с прохождением первичной регистрации Министерство юстиции может вынести следующие решения:

  1. Положительное решение, которое влечет за собой передачу документов в налоговый орган для прохождения дальнейшей регистрации Ассоциации (союза), которое охарактеризовано в пункте 20 Приказа Минюста России от 30.12.2011 N 455 (ред. от 21.11.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации» (далее по тексту Статьи – «Административный регламент»)
  2. Отказ в государственной регистрации (необходимо отметить то, что отказ не является препятствием повторной подачи документов в Министерство юстиции для прохождения правовой экспертизы). Положения об отказе заключены в пунктах 48 и 50 Административного регламента
  3. Решение о приостановлении выносятся в случае предоставления документов для прохождения правовой экспертизы Ассоциации (союза) в не надлежащем виде (при их составлении были допущены технические или иного рода ошибки) пункт 48 Административного регламента

К сожалению, практика вынесения приостановлений Министерством юстиции в результате проведения правой экспертизы Ассоциации (союза, за последние 10 лет сильно снизилась. Для заявителя, чьи документы были предоставлены в регистрирующий орган, это однозначно отрицательная динамика, потому что:
За каждую подачу документов в Министерство юстиции он оплачивает государственную пошлину, которая составляет 4 000 рублей, данное положение о стоимости закреплено в пункте 51 Административного регламента
Каждый отказ существенно удлиняет процесс регистрации Ассоциации (союза)
В практике не редко встречаются случаи, когда в процессе прохождения правовой экспертизы документов Ассоциации (союза) без вынесения приостановления Заявителя могут попросить донести некоторые документы. Это событие косвенно подтверждает, то что документы создаваемой Ассоциации (союза) в дальнейшем успешно пройдут правовую экспертизу. Безусловно данное событие стоит воспринимать в положительном ключе.
Также исходя из практического опыта, встречались случаи, когда специалист Министерства юстиции, который занимается проведением правовой экспертизы документов Ассоциации (союза), просит заявителя написать заявление о возврате документов, которое описано в пункте 20 Административного регламента. Данное событие сложно оценивать только в положительном или отрицательном свете, потому что с одной стороны специалист, экономит время заявителя, указывая ему на существенные ошибки, допущенные во время составления документов, требуемых для регистрации Ассоциации (союза), с другой стороны никакой официальной бумаги (отказа) заявитель не получает на руки, соответственно него нет никакой гарантии того, что сотрудник Министерства юстиции указал ему полный перечень недочетов в документах предоставленных на правовую экспертизу.


Анализ документов ассоциации


По общему правилу такая экспертиза представляет собой фундаментальный анализ документов, который заключается в предметном рассмотрении каждого документа по отдельности на предмет противоречия отдельных положений нормам действующего законодательства в данной сфере, также рассматривается общий вид документов и их оформление.
В рамках данной подачи заявитель предоставляет:

  1. Устав Ассоциации (союза) (в 3 экземплярах)
  2. Протокол 
  3. Заявление по форме Р11001 (1 экземпляр нотариально заверенный и 1 экземпляр без нотариального заверения)
  4. Документы, подтверждающие сведения об адресе место нахождения Ассоциации (союза)
  5. Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей

Итоговым результатом правовой экспертизы документов Ассоциации (союза) является:

  1. Регистрация Ассоциации (союза)
  2. Отказ в государственной регистрации Ассоциации (союза)

Далее я рассмотрю основные моменты, по которым чаще всего Министерство юстиции выносит отказ при первичной регистрации Ассоциации (союза):

  1. Наименование создаваемой Ассоциации (союза) - данное основание включает в себя ряд критериев, которые в большинстве в своем описаны в пункте 50 Административного регламента и в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях». В данных документах содержится следующий перечень оснований: Ранее была уже создана Ассоциация (союз) с таким же наименованием, т.е. наименование не уникально по своей природе. Наименование Ассоциации (союза) не соответствует нормам русского языка, которые описаны в Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ.Наименование Ассоциации (союза) оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.Наименование Ассоциации (союза) не отражает указание на основной предмет деятельности .Наименование Ассоциации (союза) не отражает организационно правовую форму, т.е. не содержит в себе слов Ассоциация или Союз.На прохождение правовой экспертизы в Министерство юстиции были предоставлены документы Ассоциации (союза), в наименовании которой используется личные данные человека или наименование иной организации.
  2.  Учредительные и иные документы Ассоциации (союза) противоречат основам конституционного строя Российской Федерации
  3. Документы, направленные на прохождения правовой экспертизы Ассоциации (союза), были либо оформлены в ненадлежащем порядке или направлены не в полном объеме или в не надлежащий орган
  4. Учредители создаваемой Ассоциации (союза) не соответствуют требованиям, которые описаны в статье 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях»
  5. Документы, направленные на прохождения правовой экспертизы Ассоциации (союза), содержат в себе недостоверные сведения
  6. Если после вынесения проставления государственной регистрации Министерством юстиции, заявитель не устранил все основания, которые вызвали данное решение

Важно отметить то, что отказ в государственной регистрации Ассоциации по мотивам нецелесообразности её создания не допускается.
Необходимо, что заявителю направляется электронном виде (в независимости от способа подачи документов в Министерство юстиции) направляется расписка о принятии документов, которые были направлены на прохождение правовой экспертизы Ассоциации (союза). Но из этого правила, в связи с пандемией и переводом части сотрудников Министерства юстиции она может не прийти заявителю на указанную почту. Для того, чтобы узнать о получении документов ведомством необходимо позвонить в территориальное управление, в независимости от причины предоставления документов.
В случае отказа в государственной регистрации Ассоциации (союза) Заявителю направляется в письменном или электронном виде (в зависимости от способа подачи документов в Министерство юстиции) официальная бумага, в которой подробно рассмотрены все положения, которые нарушают действующее законодательство в данной сфере, соответственно перед повторной подачей документов в регистрирующий орган необходимо устранить ранее допущенные неточности. 

Основные моменты правовой экспертизы документов

  • В соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается создание и деятельность Ассоциации (союза) цели действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
  • В соответствие с законодательством Российской федерации запрещены, действия, направленные на внесения изменений в Ассоциацию (союз), которые нарушают положения первого подпункта
  • В рамках правовой экспертизы устанавливается соответствие содержания документов нормам Российского законодательства. Каждый документ, который предоставляется на государственную регистрацию, проходит правовую экспертизу. 
  • Правовая экспертиза документов Ассоциации (союза) направлена на предметный анализ документов, который позволить выявить неточности, которые в дальнейшем плохо сказываются на ее деятельности (могут привести к дальнейшей ликвидации) 

Вам также может быть интересно:

Оставить комментарий

Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.