Особенности ведения бухгалтерского учета в НКО
Теперь я расскажу более детально про особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Чем он отличается от учета в ООО и тем более ИП. Особенности, связанные с отчетностью, учетом некоммерческих поступлений, как отразить коммерческие поступления и многое другое.
Все отличия разобью на группы, вдруг Вас интересуют конкретный вопрос:
- Начало учета новой НКО
- Особенности отчетности НКО
- Особенность оформления некоммерческих поступлений
- Особенности учета в некоммерческой организации
- Особенность учета целевого финансирования
- Особенности учета при ликвидации НКО
Начало учета новой НКО
В НКО нет уставного капитала и нет владельцев (бенефициаров). Да, после создания НКО учредители вносят минимум 10000 рублей на баланс некоммерческой организации, но это не уставной капитал. Создав НКО, учредители обязаны внести "первичное имущество", это обычный взнос, по своей природе он похож на вступительный взнос. Его учет ведется на счете 86 и если он вносится деньгами, то проводка будет такой:
Д51-К86 - первичное пополнение имущества НКО учредителем
Именно такое основание должно быть и в банковских документах. В крайнем случае просто "взнос учредителя".
Особенности отчетности НКО
Эта тема обширна, опишу главные особенности и начну с самой главной ошибки.
- Даже нулевая НКО на УСН без поступлений, зарплат и расчетного счета сдает около 40 отчетов в год. Некоммерческая организация предоставляет отчеты в Налоговую, СФР, Росстат, Минюст. "Нулевка" сдает отчет "Персонифицированные сведения о физических лицах" ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ в налоговую , квартальные и годовые. Несдача отчетов влечет штрафы 500-2000р. за каждый отчет на организацию + 300 р на руководителя лично. Штрафы не освобождают от обязанности сдать все эти отчеты! Мы постоянно восстанавливаем НКО, руководители которых почему-то решили, что можно сдать один отчет в конце года.
- У НКО своя форма бухгалтерской и финансовой отчетности Форма№1 (Баланс), она отличатся разделом "Капитал".
- При сдаче бухгалтерской и финансовой отчетности в ИФНС (Баланс) НКО обязательно заполняет раздел "Отчет о целевом использовании средств". Коммерческие организации его обычно не сдают.
- В Декларации по Прибыли или Декларации УСН заполняются дополнительные листы "целевого финансирования". Т.е даже если у НКО не было выручки, декларация не будет нулевой.
- Некоммерческие организации сдают отчетность в Минюст. Она состоит минимум из трех документов: подтверждение о продолжении деятельности, состав органов управления, отсутствие иностранного финансирования. Если не сдать эту отчетность, Минюст Вас ликвидирует!
- У Росстата существует выборка, и коммерческие организации в нее попадают редко. НКО почти всегда обязаны предоставлять дополнительные отчеты, согласно этой выборке! Проверить её можно на сайте статистики по ИНН вашей НКО.
- НКО сдает ежемесячно в ИФНС отчет «Персонифицированные сведения о физических лицах» , утв. приказом ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@. Отчет не может быть нулевым, минимум указывается руководитель. Но в конце года надо не забыть заполнить подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже» отчета ЕФС-1, если директор не получал зарплату так как был в отпуске без сохранения заработной платы.
Особенность оформления некоммерческих поступлений
Поступления добровольных взносов и пожертвований не облагаются налогами. Определяются они основанием платежа и по ним не предоставляются акты. Подробнее почитайте в статье "Некоммерческие поступления в НКО". Все эти поступления являются целевым финансированием и поступают на счет 86 "Целевое финансирование" например:
- Д51-К86 добровольный взнос на уставные цели НКО (деньгами)
- Д10-К86 пожертвование материалов на уставные цели НКО (материалами)
- Д08-К86 безвозмездная передача ОС или нематериальных активов для развития уставных целей НКО
Важно, что, если в основании платежа не указано, что перевод активов сделан на уставные цели НКО, налоговая по умолчанию будет считать поступление выручкой. Исключением является такая форма НКО как ФОНД, она предназначена для сбора и распределения пожертвований. Только в фонде все поступления по умолчанию признаются пожертвованием.
Раздельный учет в некоммерческой организации
Некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по двум главным направлениям.
- Некоммерческая деятельность. Которая ведет учет добровольных взносов и пожертвований, а также целевое использование этих средств. Основной счет 86 "целевое финансирование"
- Деятельность, приносящая доход. Которая ведет учет налогооблагаемой выручки и поступлений, с формированием их себестоимости и учета на счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы"
Очень часто бывает, что некоммерческая организация ведет только одно из этих направлений. Например, фонды ведут в основном только некоммерческую деятельность, а образовательные АНО только деятельность, приносящую доход. Тогда задача бухгалтерского учета сильно облегчается. Но в большинстве активно действующих НКО активно ведется учет на обоих направлениях.
Главная сложность состоит в разнесении расходов. На счетах 20 и 26 создаются субсчета для каждого их направлений, например:
- 20-1 и 26-1 - некоммерческая деятельность, которая потом закрывается на счет 86
- 20-2 и 26-2 - деятельность, приносящая доход, которая потом закрывается на счет 90
Расходы могут быть одинаковыми, отнесение затрат зависит от того, на каком из направлений они были использованы. Могут быть расходы, которые были использованы на оба направления частями. Например, купили бумагу, часть ее использовали в некоммерческом мероприятии, а часть ушла в отдел продаж. Или сотрудники, которые с одной зарплатой задействованы на двух направлениях. Постарайтесь избегать таких дроблений! Подтверждающий документ один (акт или товарная накладная), и он будет отличаться от суммы списания, налоговая такое не любит. Это делает учет непрозрачным и сомнительным. Постарайтесь изначально разнести заявки на расходы и производить их отдельными статьями, приведу пример таких мер:
- Заказать канцелярию в два разных счета
- Заключение разных договоров на аренду в зависимости от использования площадей
- Введение сотрудникам отдельных ставок как внутренним совместителям
Не обязательно полностью избавляться от таких операций, но советую свести их к минимуму.
Важно! Бухгалтер не может определить только по документам и оплатам к какому направлению отнести расходы. Важно построить финансовый учет. Руководитель на уровне приказов и визирования счетов на оплату определяет, в каком из направлений будут отнесены расходы. Этот документооборот должен фиксироваться визами, быть прозрачным и понятным. Финансовый учет обеспечивает прозрачность и ясность в разнесении расходов.
Приведу примеры очередности основных проводок:
Проводки деятельности, приносящей доход
- Д26-2 -К60 - отнесение затрат по покупкам услуг и товаров
- Д90 -К26-2 - списание затрат
- Д62-К90 - отражение выручки
- Д90 -К99 - закрытие месяца (списание прибыли по счету 90)
- Д99-К86 - отнесение чистой прибыли на развитие уставной деятельности
- Проводки некоммерческой деятельности
- Д51 - К86 поступление добровольных взносов и пожертвований на счет
- Д26-1 -К60 -отнесение затрат по покупкам услуг и товаров
- Д86 -К26-1 -списание затрат как целевое использование средств
Привел основные проводки для понимания построения раздельного бухгалтерского учета.
Особенность учета целевого финансирования
В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но, кроме этого, могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие. Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.
Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:
- 86-2-1 "Помощь Ване"
- 20-1-1 "Помощь Ване"
- 26-1-1 "Помощь Ване"
Или на этих счетах создается субконто "Помощь Ване", если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.
Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям. Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется "Акт о целевом использовании полученных средств". Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.
Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.
Особенности учета при ликвидации НКО
Коротко скажу о подготовке НКО к ликвидации. Перед ликвидацией обычной коммерческой компании баланс обнуляют, продавая имущество и распределяя деньги на погашение задолженности и прибыль учредителям. Но у НКО другой путь.
Некоммерческие организации могут погасить долги, а оставшееся имущество передать другой НКО, с которой у нее совпадают уставные цели. Налогом эта операция не облагается! Передача происходит как взнос на уставные цели из одной НКО в другую.
Учредителям и другим лицам имущество НКО не передается и не распределяется между ними! Исключением является только "Частное учреждение", но у него другой путь формирования этого имущества.
Это позволяет обнулить оставшиеся строки баланса. Чем более пустой ликвидационный баланс у НКО, тем проще ликвидироваться. Некоммерческие организации ликвидируются около 6 месяцев, фонды только через суд около 12 месяцев.
Все это время необходимо исправно сдавать все нулевые отчеты в ИФНС, СФР, Росстат, Минюст.
Не забудьте, что если вы решите бросить НКО, чтобы его ликвидировал Минюст, он это сделает, но! Он также дисквалифицирует руководителя и учредителей НКО на 3 года, внесет их в черный список. Запретит им создавать организации 3 года, а из существующей выйти или их тоже ликвидирует в течение 6 месяцев. Думаю, понятно, так делать нельзя!
Надеюсь, мой материал оказался Вам полезен.
Если ясность не появилась, просто приходите к нам на бухгалтерское сопровождение. Мы точно сделаем всё на отлично. Мы сопровождаем более 1000 успешных НКО и создадим условия для успешного развития Вашей!
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России.
(5 главбухов на линии)
Или пишите комментарии или в чат, также ответим.