Социальный фонд России: новый ПФР или нет?
С января 2023 года в России появился Социальный фонд (СФР), объединяющий Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и взявший на себя полномочия этих органов. ПФР выплачивает пенсии, больничные и социальные пособия. Бюджет фонда формируют страховые взносы и другие источники, то есть СФР является государственным внебюджетным фондом. Фонд заботится о благополучии граждан и гарантирует простую и удобную социальную поддержку. В новой статье бухгалтер с высшей компетенцией НКО Маргарита Филатова объясняет, в чем функции СФР, чем фонд отличается от своего предшественника – пенсионного фонда, и какие изменения появились в отчетности.
Многие задаются вопросом, что такое социальный фонд России (СФР) и интересуются его функционалом. СФР – это тот же Пенсионный фонд или что-то большее? Поменялось только название или же существенно изменился функционал? В данной статье разберем все основные аспекты, сделав упор на изменениях для бухгалтеров.
Содержание
- Немного истории образования СФР
- Изменения, которые нас коснулись
- Отчетность в СФР в 2024 году
- Больничный лист по нетрудоспособности
- Больничный лист по беременности и родам
- Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и оплата по нему
Немного истории образования СФР
СФР в своей новой аббревиатуре начал работать с 1 января 2023 года, объединив в себе всем давно знакомые Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России.
Объединение произошло не просто так, а для лучшей коммуникации в работе двух этих фондов. По сути оба фонда на протяжении долгого времени решали схожие социальные задачи: начисляли пенсии, пособия, выплачивали больничные, декретные и прочие социальные выплаты. Достаточно часто приходилось делать запросы из одного ведомства в другое для решения тех или иных задач. Теперь же, объединившись не только в наименовании, но в функционале и совместной базе данных, фонд работает с населением гораздо проще и прозрачнее. Такая работа занимает гораздо меньше времени и ускоряет процесс взаимодействия.
Изменения, которые нас коснулись
Что поменялось для обычного гражданина. Появилось единое окно – теперь не нужно бегать от одного ведомства к другому по несколько раз, а все задачи можно решить при одном запросе в Социальный фонд России или посещении единого окна в МФЦ.
Что изменилось с точки зрения бухгалтеров и руководителей НКО и коммерческих организаций. Несмотря на направленность в помощи именно некоммерческому сектору, хочется помочь и другим предпринимателям. Поэтому рассмотрю позицию для всех.
Казалось бы, объединение фондов сулит облегчение в том числе и в отчетности организации перед ними. Но по сути для бухгалтерии практически ничего не изменилось. Да, у нас теперь есть один контролирующий орган в социальной сфере, но количество отчетов осталось прежним. Поменялось только наименование и немного структура самих отчетов.
Проведем сравнительный анализ, какая отчетность была ранее и что необходимо предоставлять теперь.
Отчетность в СФР в 2024 году
В таблице ниже Вы найдете самые актуальные данные по отчетам и срокам их предоставления.
Таблица 1. Отчетность СФР в 2024 году
Большую часть отчетности необходимо направлять через электронно-цифровую подпись (далее – ЭЦП).
О том, как получить ЭЦП и как с ней далее работать, Вы можете познакомиться в статье.
Как Вы уже обратили внимание, отчетность в СФР сдают в среднем один раз в квартал, если нет постоянных изменений в штатном расписании ваших сотрудников.
Отчет ЕФС-1 имеет общее название для некоторых отчетов, но при заполнении и отправке Вы выбираете именно те разделы, которые необходимы в том или ином случае. Если мы возьмем старый отчет 4ФСС, то новый отчет очень на него похож по составу табличек и форм. Данный отчет сдаем 4 раза в год, по итогу каждого квартала нарастающим итогом (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, год). В итоговом отчете (годовом отчете), кроме стандартных разделов, появляется Раздел 2. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и Подраздел 2.1 Расчет сумм страховых взносов. Необходимо также заполнить раздел, посвященный Трудовому стажу, – Подраздел 1. Сведения о страховом стаже и заработной плате.
С 2024 года в данном подразделе по страховому стажу мы указываем не всех сотрудников, которые у нас работают, а только тех, у которых были особые или дополнительные условия труда. С полным перечнем можно ознакомиться в п.3.ст.11 ФЗ от 01.09.96 г. № 27-ФЗ. Если говорить коротко, то это следующие случаи:
- выполняли работу, дающую право на получение досрочной пенсии;
- работали в сельском хозяйстве;
- замещали государственные должности РФ;
- работали вахтовым методом в организациях сезонной отраслевой промышленности или полный навигационный период на водном транспорте;
- работали в период отбывания наказания в месте лишения свободы;
- имели периоды простоя или отстранения от работы;
- имели период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Сюда же относят отпуск за свой счет.
Хочу обратить внимание, что в большинстве организаций есть сотрудники, которые взяли отпуск за свой счет или находятся в отпуске по уходу за ребенком, поэтому почти каждой организации необходимо подавать по итогу года данные по страховому стажу на сотрудников. По итогу 2023 года СФР давал разъяснения о готовности принять данные на сотрудников не только по выделенному выше перечню, но и по всем сотрудникам, как подавали данные ранее, т.е. на каждого сотрудника, даже если он выполнял свою работу весь год без простоев и других особенностей, указанных выше.
Со стандартной отчетностью мы разобрались, но давайте подумаем, в каких еще случаях нам нужно будет обратиться в СФР? Правильно, это больничные и декретные.
Как же сейчас подать или получить больничный? Далее рассмотрим только электронную версию подачи и получения больничного листа.
Больничный лист по нетрудоспособности
В день, когда сотрудник выходит на больничный, он оповещает Вас об этом. Сотрудник имеет на руках номер электронного больничного листа. В этот момент можно пока ничего не делать, главное – помнить про больничный и отметить это в Табеле учета рабочего времени. В день закрытия больничного листа у сотрудника на руках или в личном кабинете Госуслуг будет информация по больничному листу. Нас интересует только номер больничного листа, который необходимо запросить у болевшего сотрудника.
Используя программы для сдачи отчетности, такие как 1С, СБИС, Контур, Вы можете запросить у ведомства (СФР) электронный больничный. Для этого Вам достаточно знать только номер больничного листа. Данный документ приходит достаточно быстро, чаще всего в течение часа.
В полученном документе Вы увидите и сможете проверить все основные данные: ФИО, паспортные данные, период болезни, причину (код) болезни, т.е. мы смотрим болел ли сотрудник сам или, к примеру, сидел дома с заболевшим ребенком. Обращу внимание, что в зависимости от кода заболевания по-разному начисляют больничный. В случае болезни самого работника первые 3 рабочих дня оплачивает работодатель и только оставшиеся дни оплачивает СФР. В случае, если сотрудник отсутствовал по причине болезни своего ребенка и получил по этому поводу больничный, все расходы по больничному сразу берет на себя СФР.
Но для того чтобы СФР мог на себя взять расходы, нам необходимо ему в этом помочь, то есть заполнить всю недостающую информацию в полученном Больничном листе:
- реквизиты для перечисления больничного сотруднику;
- заработную плату сотрудника за 2 предшествующих года. Например, если мы говорим про больничный в 2024 году, то информация в СФР пойдет по заработной плате за 2022 и 2023 годы;
- страховой стаж сотрудника на основании трудовой книжки. Это очень важный показатель, т.к. от него также зависит размер переведенного больничного. Сотрудники со страховым стажем менее 6 месяцев получат 1 минимальный размер оплаты труда по МРОТ; от 6 месяцев до 5 лет получат 60% от средней зарплаты за последние 2 года; от 5 до 8 лет – 80% зарплаты за последние два года. И только сотрудники с трудовым стажем более 8 лет получат оплату, равную 100% их среднего заработка за последние два года;
- районный коэффициент, если у вас есть особенности пребывания;
- информация о работе сотрудника, если он работает неполный день и это не основная его работа.
Рис. 1. Так выглядит сайт Социального фонда России
Больничный лист по беременности и родам
Больничный лист по беременности и родам так же, как и обычный больничный лист, теперь электронный. Для подачи данных работодатель должен направить запрос по данному больничному листу в СФР. Для этого нужно знать только номер больничного листа. Вы выбираете сотрудника из списка своих сотрудников, указываете номер больничного листа и отправляете запрос в СФР. В течение часа, а обычно намного быстрее, СФР направит вам электронный больничный лист.
Работодателю придется заполнить все те же данные, что и в больничном, а именно:
- сумму ЗП за 2 предыдущие года;
- трудовой стаж сотрудника;
- способ получения пособия.
Также обращу внимание, что сотрудник может попросить заменить годы работы для расчета больничного или отпуска по уходу за ребенком, если в один из предыдущих годов, который попадает в расчет, находился в отпуске по уходу за ребенком или отпуске по беременности и родам. В замену может пойти два предшествующих года до ухода сотрудника в декрет или отпуск по уходу за ребенком.
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и оплата по нему
Как вы уже поняли, все что связано с больничными – теперь прерогатива СФР.
Для подачи данных направьте в СФР запрос с первичной информацией в специальной форме: ФИО сотрудника, ФИО и дата рождения ребенка. Важно отметить, какой по счету ребенок в семье. Если он не первый, то также заполнить данные на старших детей (ФИО, дата рождения, СНИЛС, пол ребенка).
Обязательно необходимо запросить у сотрудника:
- заявление на отпуск по уходу за ребенком;
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельства на других детей, если ребенок не первый.
Также подготовьте приказ о предоставлении отпуска.
Если одновременно родились двое и более детей, то на каждого ребенка подают отдельное заявление (больничный) в СФР. Далее в течение 3-х дней СФР запросит у Вас дополнительную информацию и документы. Из стандартных данных это заработная плата за 2 предыдущих года работы. Помните про возможность замены годов при расчете пособия.
Пособия по уходу за ребенком выплачивают в размере 40% от средней заработной платы, но оно не может быть ниже минимума – 9 227 руб. 24 коп. с учетом районного коэффициента. Также есть ограничения и по максимуму – выплата не может превышать 49 123 руб. 12 коп. Если родились двое детей и более, на каждого ребенка пособие начисляется отдельно. Но по итогу все пособия не могут превышать 100% средний заработок сотрудника, находящегося в отпуске по уходу.
Оборачиваясь назад понимаешь, что действительно удобнее, когда вся основная информация находится в одном большом ведомстве. Скорость работы СФР очень увеличилась по сравнению с работой ПФР и ФСС одновременно. Теперь задачи по больничным, отпуску по уходу за ребенком и отчетность принимают и обрабатывают достаточно быстро. Иной раз быстрее, чем в налоговой инспекции. Поэтому объединение двух фондов однозначно пошло на пользу как обычным физическим лицам, так и организациям.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Подпишитесь на наш новый Телеграм-канал Только новости НКО и соцсферы. Без рекламы
Подпишитесь на свежие новости НКО Будьте вкурсе важных событий в сфере НКО.