• Регистрация НКО - 19500 рублей.
  • Бух.учет от 2000 р. в месяц.
  • - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
  • При поддержке Общероссийской организации
    "Партнер"

Президент. Эксперт по социальным проектам

Архитектура НКО
Создание социальных проектов от 90000руб.
Бизнес и НКО, новая форма ESG
Личные и корпоративные фонды
Позвонить: 8 (800) 100-42-36
регистрация НКО деятельность НКО новое НКО

Печать НКО в 2024 году

Печать — это фирменный знак организации, атрибут для заверения подлинности документов, подтверждающий намерения и обязательства юридического лица, которому оттиск принадлежит.

Несмотря на то, что с первого взгляда наличие печати у юридического лица является добровольным моментом, ряд положений федерального законодательства говорит нам об обязательном требовании наличия печати как у коммерческих, так и некоммерческих организаций.

В рамках данной статьи мы расскажем Вам — необходима ли печать в повседневной деятельности Вашей фирмы. Более того, расскажем о порядке работы с печатью организации, рассмотрим случаи обязательного использования печати. Наконец, Вы узнаете — какие виды печатей существуют, а также о преимуществах и недостатках каждой разновидности!

Рассмотрим главные вопросы о печати для Некоммерческой организации.

Печать НКО

Обязательна ли печать для НКО

Вышедший в апреле 2015 года Федеральный закон № 82-ФЗ гласит, что использовать мокрую печать (МП) юридическим лицам не обязательно. Однако на практике применение этого закона осложнено объективными обстоятельствами. В первую очередь тем, что соответствующие изменения не внесены в другие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности организаций и НКО в частности.

«Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества» — (с) Статья 2 Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ  «Об акционерных обществах».

Когда без печати не обойтись:

На первый взгляд может показаться, что печать необязательна, и все это отпущено для автономного решения самого юридического лица. Вместе с тем ряд подзаконных актов предполагает обязательное наличие печати у организации. В частности: 

  • П. 3 постановления правительства РФ от 06.05.2008 № 359 о правильности оформления бланков строгой отчетности.
  • П. 5.1 указания банка россии от 11.03.2014 № 3210-у о заполнении приходно-кассовых ордеров
  • П. 6 статьи 57 кодекса административного судопроизводства РФ об оформлении доверенности.

В подобных случаях печать может потребоваться благотворительной некоммерческой организации. Иными словами, без печати не обойтись, даже несмотря на прямое законодательное закрепление. 

К слову, возможны ситуации, когда контрагенты юридического лица для заключения сделки и подтверждения намерений требуют соответствующую печать организации на документе. Не исключение — договор об открытии банковского счета, поскольку банки поголовно требуют печать при заключении и подписании тех или иных документов от лица НКО. Такие факты позволяют сделать выводы, что юридические лица не скоро смогут отказаться от печати банально из-за подзаконных предписаний. 

Таким образом, необходимо понимать, что с точки зрения закона печать для коммерческой или некоммерческой организации есть возможность (право), а не обязательное требование законодателя. Вместе с тем НКО имеет право предусмотреть в уставе наличие собственной печати, а учитывая, специфику подзаконного регулирования — мы бы настоятельно рекомендовали Вам иметь печать некоммерческой организации»!

Если Вы все же решите перестраховаться, то Вам следует иметь в виду, что ни один из ныне действующих нормативных правовых актов не регламентируют вопросы внешнего облика печати, а также иные требования, предъявляемые к ней. В общем и целом, можно лишь брать в расчет предыдущую редакцию ФЗ «О некоммерческих организациях», в которой содержались общие положения о печати организации:

  • Наличие в реквизитах полного названия организации на русском языке;
  • Указание юридического адреса;
  • Действующая организационно-правовая форма.

Тонкости законодательства:

Налоговая служба, согласно письму от 05.08.2015 № БС-4-17/13706, принимает декларации, отчеты и справки независимо от того, есть на них печатный оттиск организации или нет. Фирменные штампы более не нужны в трудовых книжках и других кадровых документах, не требуются они и в путевых листах.

Исходя из закона № 82-ФЗ, по умолчанию считается, что печать НКО не требуется. В случае ее применения в Устав организации требуется внести сведения о наличии штампа. При этом четких формулировок о том, в какие сроки необходимо вносить соответствующие изменения, в законе нет. Как и не определена ответственность за нарушение этой нормы. Не оговаривает закон и легитимность МП, если в Уставе нет информации о ее использовании.

Зачем в организациях используется печать?

Как Вы уже могли понять, печать де-факто является неотъемлемым элементом документооборота любого юридического лица. К слову, согласно пункту 71 ГОСТ Р 7.0.8–2013[2] печать есть не что иное, как устройство, используемое для заверения подлинности подписи должностного лица посредством нанесения его оттиска на документ.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97–2016[3] печать юридического лица, заверяет подлинность какого-либо документа организации:

  • Подлинность должностного лица коммерческой или некоммерческой организации;
  • Удостоверение права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами организации (например, на бухгалтерских отчетах)
  • Удостоверение иной документации, на которой должна стоять печать организации в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

ВАЖНО! Повторим, что отечественный законодатель, несмотря на то, что предусмотрел право, а не обязанность любой организации иметь собственную печать, все же также в отдельных законодательных актах императивно требует использования печати для заверения тех или иных документов. Выходит, что Вам следует иметь печать своей организации как минимум для того, чтобы Вы могли в случае чего заверить подлинность документов, как того предписывает закон, и как максимум, чтобы исключить возможные конфликтные и спорные ситуации с контрагентами!

Каков порядок работы с печатью организации?

Для того, чтобы закрепить порядок работы, хранения и передачи печати в надлежащем виде, следует зафиксировать подобную информацию в специальном положении/инструкции о печатях и штампах (например, Положение о печатях ООО Ромашка»).

Принятие локального нормативного акта весьма несложное дело, однако все вопросы относительно использования печати будут находиться в одном документе. Как альтернатива, вопросам применения печати можно посвятить отдельный раздел инструкции по делопроизводству организации. Таким образом, Вы сможете зафиксировать порядок изготовления, учета, выдачи, использования, хранения и уничтожения печати.

Как правило, печать коммерческой или некоммерческой организации необходимо ставить на следующих документах:

  • Иски, претензии, ходатайства, отзывы в судебные органы;
  • Архивные справки вашей организации; 
  • Акты о выполненных работах, проведенных операциях, переводах;
  • Копии и выписки из документов, выдаваемых для представления в государственные органы или другие организации;
  • Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершать финансово-хозяйственные операции (в случае, если внутренними положениями организации допускает наличие печатей, например, у главного бухгалтера);
  • Банковские, платежные и иные финансовые поручения о переводах, снятии средств;
  • Представления и ходатайства о награждении государственными наградами и премиями;
  • Реестры чеков, поручений, представляемых в банк, который обслуживает вашу организацию;
  • Сведения о трудовой деятельности работников (например, отчеты о работе); 
  • Справки в органы государственной власти, а также справки, выдаваемые сотрудникам по месту требования; 
  • Трудовые книжки сотрудников организации;
  • Иные документы, на которых должна ставиться печать в соответствии с законодательством РФ.

Что следует сделать сотруднику перед использованием печати организации?

Имея опыт работы с внутренними положениями организаций о печатях, может с уверенностью говорить о наличии определенных негласных правил постановки печати. Вернее говоря, что необходимо сделать перед заверением подлинности документа печатью организации:

  1. Изучить документ и убедиться, что он требует простановки оттиска печати. Удостовериться в подлинности заверяемого документа.
  2. Проверить, подпись какого лица стоит на документе. А также проверить — полномочно ли данное лицо подписывать данные документы. 
  3. Изучить подпись должностного лица и убедиться в ее подлинности. Помыслимы ситуации, когда ФИО ответственного за подпись лица не совпадает с фактической подписью (например, после подписания по ошибке).

Спешим акцентировать Вашей внимание на том, что во избежание негативных последствий для Вашей организации следует максимально внимательно проверять подписываемые и заверяемые документы!

Какой должна быть печать НКО?

Официальный учет печатей коммерческих организаций не ведется. Четко определенные требования к внешнему виду оттиска в законодательстве тоже не прописаны. В предыдущей редакции закона 2 об НКО устанавливались лишь общие положения:

  • Наличие в реквизитах полного названия организации на русском языке;
  • Указание юридического адреса;
  • Действующая организационно-правовая форма.

Предполагается, что форма оттиска может быть любая: круглая, треугольная, прямоугольная. Что касается мастерских, изготавливающих клише, то они при изготовлении инструмента ориентируются на ГОСТ Р 51511–2001, определяющий параметры гербовых изображений, используя эти стандарты для коммерческих заказов.

Партнер НКО имеет огромный опыт взаимодействия с печатями коммерческих и некоммерческих организаций, в связи с чем готовы помочь Вам с подбором и изготовлением печати, отвечающей Вашим запросами и потребностям!

Виды печатей для организаций:

  1. Простая печать на пластиковой оснастке. Наиболее простой вариант печати. Небольшого размера, мобильна, легко переносить даже в кармане. Главный недостаток — необходимо также носить штемпельную подушку для промокания печати.

  2. Простая печать на металлической оснастке. Более представительский вид, однако все такого же небольшого размера. Соответственно, легко переносить с собой. Главный недостаток — все тот же, необходимо носить штемпельную подушку.

  3. Автоматическая печать. Наиболее оптимальный вариант для транспортировки. Заправки хватает на 1–1,5 года. Оттиск получается максимально четким, также можно разместить небольшую эмблему. Главное преимущество — штемпельная подушка не требуется вовсе, поскольку печать заправлено чернилами.

Типичная для делового оборота печать в РФ выглядит следующим образом:

Образец печати

Излишний креатив не приветствуется, допускается размещение в центре оттиска логотипа организации вместе с названием. По желанию можно расположить и наименование коммерческой структуры на английском языке.

Где заказать печать?

Мастерских, предоставляющих услуги по изготовлению фирменных печатей, очень много. Стоимость инструмента невысокая, около 1000 рублей. Фирме-изготовителю необходимо передать только реквизиты и название организации. Владельцы мастерских зачастую не требуют от заказчиков даже подтверждающих статус документов.

Теоретически можно изготовить печать любой компании. Однако стоит помнить, что подобные действия попадают под статью 327 УК РФ о подделке документов и штампов, за что предусмотрена уголовная ответственность — лишение свободы сроком до 2 лет.

В целом, осознавая некоторую условность печатного оттиска как подтверждающего инструмента, законодательные органы предполагали введение альтернативных методов фиксирования принадлежности документа той или иной организации:

  • Специальные бланки;
  • Гербовая бумага;
  • Специальные голограммы.

Наиболее практичным решением гарантировать защиту документов является использование электронной подписи и переход на электронный документооборот. Однако до тех пор, пока вся документация ведется в бумажном виде, лучше не отказываться от использования привычных печатей, тем самым упрощая своей компании осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что печать организации -важная вещь, без которой документооборот любого юридического лица будет затруднен. В этой связи Партнер НКО советует задуматься над изготовлением печати для Вашей коммерческой или некоммерческой организации. Со своей стороны гарантируем изготовление в быстрые сроки, высокое качество оттиска, а также готовность ответить на любой вопрос о печатях и штампах юридических лиц!


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).

Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Оставить комментарий

27.10.2023 настя
Когда сдавать отчетность в Минюст для НКО в 2023 году?
Ответ специалиста НКО:
Добрый день!
За 23 год надо сдать до 15 апреля 24 года
Остались вопросы? Звоните! +7(495)003-45-71
Карта

Оставьте свои данные и наш специалист свяжится с вами.