Внесение изменений в уставные документы НКО
Прежде чем вносить изменения в НКО, необходимо ответить на несколько вопросов:
- Можно ли в вашей форме внести необходимые изменения.
- Куда подавать эти изменения в Минюст или ФНС.
- Если изменений несколько, какими этапами их подавать и в какой очередности.
- Придется ли из-за изменений приводить в соответствие (писать заново) Устав.
В статье отвечаем на все эти вопросы и рассматриваем основные изменения, которые вносят в НКО.
Что нового появилось в этой части?
С 2016 года, законодательство позволило вносить изменения в части учредителей НКО, а с 2023 года предусмотрен выход учредителей по решению высшего органа управления в случаях, определенных законом.
Содержание:
- Изменение юридического адреса НКО
- Смена руководителя НКО
- Изменение наименования должности руководителя НКО
- Внесение сведений о втором руководителе НКО
- Изменение органов управления НКО
- Изменение названия НКО
- Внесение изменений в Устав НКО
- Изменение вида деятельности (ОКВЭД) НКО
- Вывод учредителей НКО
- Ввод учредителей НКО
Стоит заметить, что купля-продажа НКО сейчас происходит путем вывода и ввода учредителей, и для этого необходимо несколько этапов. В этапах есть свои нюансы, и данной теме у нас посвящена отдельная статья «Купля-продажа НКО и как это сделать».
Важно понимать, когда и зачем требуется внести изменения в учредительные документы НКО. Назовем основные причины внесения изменений в НКО:
1. НКО меняет направление своей деятельности
Всем известно, что Некоммерческая организация вправе реализовывать только ту деятельность, которая определена ее уставом. Но что делать в том случае, если какой-либо вид деятельности не указан в уставе или в целом НКО приняла решение реализовывать проекты в совершенно другом направлении?
Правильным решением в данном случае будет внести изменения в действующий устав. Если НКО продолжает двигаться в том же направлении, что и при создании, то в устав вносим недостающие виды деятельности.
Если же НКО приняла решение изменить полностью свое направление деятельности, то потребуется полностью переработать виды деятельности, отраженные в уставе. Да, такое возможно, ведь многие считают, что НКО вправе работать только в том поле, которое было заявлено при регистрации такой организации. Это неверное утверждение и Некоммерческая организация вправе изменить вектор своих проектов. При этом, не забываем о том, что наименование Некоммерческой организации должно отражать характер деятельности, поэтому дополнительно потребуется внести изменения в Наименование НКО.
Пример 1. АНО развития спорта приняла решение, что данное направление деятельности больше не будет реализовывать, при этом Автономная некоммерческая организация хотела бы продолжить свою деятельность, но уже как Досуговый центр. Для этого АНО потребуется внести изменения в цели, предмет деятельности и наименование АНО.
Пример 2. Или же Фонд помощи детям принял решение, что оказывать помощь будет не только детям, а еще инвалидам и пожилым людям. Для того чтобы осуществлять такую деятельность в законных рамках, требуется, чтобы виды деятельности по оказанию помощи инвалидам и пожилым были зафиксированы в уставе Фонда и отражены в его наименовании. Поэтому такой Фонд должен зарегистрировать изменение устава и наименования в Минюсте.
К сожалению, при регистрации НКО невозможно предусмотреть все возможные направления ее деятельности, так как устав не может содержать в себе формулировки о «реализации иной деятельности, соответствующей законодательству РФ», то есть перечень видов деятельности НКО обязательно должен быть исчерпывающим.
Кроме того, смена Устава для работающей и функционирующей Некоммерческой организации является даже плюсом, так как данным действием НКО подтверждает, что организация развивается и не стоит на месте. Согласитесь, вряд ли нулевой НКО без деятельности потребуется менять устав.
2. Появляется или изменяется деятельность, приносящая доход в НКО
Некоммерческие организации могут реализовывать деятельность, которая приносит доход. Однако есть условие – такая деятельность обязательно должна быть отражена в уставе НКО.
При создании многие НКО не планируют реализовывать такую деятельность, но в последующем появляются и возможность, и желание предоставления услуг на возмездной основе. В таком случае потребуется обязательно отразить в уставе такую деятельность и зарегистрировать новый устав в Минюсте.
Иногда уставом уже предусмотрены виды деятельности, приносящей доход, однако отсутствуют именно те направления, которые НКО планирует реализовывать в ближайшее время как платные услуги. В таком случае требуется расширить перечень видов деятельности, приносящей доход, и также зарегистрировать соответствующие изменения в уставе. Также изменения видов деятельности и приносящей доход деятельности влечет за собой изменение ОКВЭД НКО.
3. Изменение видов деятельности НКО влечет за собой изменение ОКВЭД
НКО вправе осуществлять именно ту деятельность, которая закреплена в ее уставе. При изменении видов деятельности НКО изменению подлежат ее ОКВЭДы, ведь ОКВЭДы должны соответствовать целям и предмету деятельности НКО, а также видам деятельности, приносящей доход.
В случае если новые виды деятельности, которые вносятся в устав не будут соответствовать существующим кодам ОКВЭД НКО, то Минюст вправе вынести отказ в регистрации изменений.
С перечнем ОКВЭД для НКО можете ознакомиться по ссылке.
4. Переезд НКО в другой регион или Москву, изменение юридического адреса НКО
Некоммерческая организация имеет право изменить свой адрес, при этом адрес можно менять в пределах одного субъекта РФ или же НКО может изменить регион регистрации.
На практике часто сталкиваемся со случаями, когда НКО переезжает в другой регион или же Москву. Переезд в Москву наиболее популярен в связи с возможностью участия в большем количестве грантовых конкурсов. Для изменения региона регистрации НКО потребуется вносить изменения в несколько этапов. При этом такое действие занимает приличный промежуток времени, а также данные изменения подлежат регистрации в Минюсте.
В случае, если НКО, например, приобрела собственный офис и хотела бы его указать в качестве юридического адреса, то такие изменения также подлежат регистрации в Минюсте.
5. Изменение органов управления НКО
При государственной регистрации Устав НКО обязательно должен содержать в себе тот минимальный набор органов управления, который зафиксирован в законе для такой формы НКО как обязательный.
Но для многих активных НКО возникает необходимость создания дополнительных органов.
Например, создание должности второго руководителя, для того, чтобы в отсутствие первого организация могла спокойно функционировать. Для Ассоциаций часто возникает необходимость создания коллегиального исполнительного органа, который мог бы облегчить работу Общего собрания членов.
Для АНО актуален вопрос создания Попечительского совета, по аналогии с Фондом для которых Попечительский совет является обязательным органом. Ведь в Попечительский совет, как правило, входят авторитетные лица, деятельности которых направлена на привлечение инвестиций в НКО. Согласитесь, для успешной деятельности АНО такой орган не будет лишним.
Если АНО, например, занимается научной деятельностью, то может быть создан Экспертного совета, куда могут быть приглашены ученые, профессоры и эксперты данной области, которые благоприятно повлияют на развитие такой Автономной некоммерческой организации.
Данные органы не зафиксированы в законодательстве, как обязательные, но, как показывает практика, в некоторых случаях их наличие прсото необходимо.
6. Смена руководства НКО и учредителей НКО
В случае, если Некоммерческая организация переходит в полное управление другим лицам или же было принято решение о смене только руководителя НКО, то такие изменения подлежат регистрации в Минюсте.
Изменение состава членов Общественных организаций, союзов и ассоциации не требуется регистрации в Минюсте, однако такие изменения все равно должны быть зафиксированы внутренними документами НКО.
7. Осуществление деятельности НКО в других регионах РФ
При осуществлении своей деятельности НКО может столкнуться с необходимостью реализовывать проекты в других городах России. Разовые мероприятия, конечно, Некоммерческая организация вправе проводить за пределами региона, в котором зарегистрирована организация. Но что же делать если требуется вести деятельность НКО в другом регионе на постоянной основе?
Конечно же выход есть – создать филиал или открыть представительство. Однако создание филиала или открытие представительства также требуется регистрировать через Минюст, так как сведения о них содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как уже говорили ранее, расширение деятельности для НКО — это несомненный плюс, который подтверждает факт развития Организации.
Приведен неисчерпывающий перечень причин внесения изменений в учредительные документы НКО, однако именно данные причины являются наиболее популярными.
Что делать, если Ваши изменения приводят к появлению новой редакции Устава
Необходимо следить, чтобы эта редакция Устава соответствовала действующему законодательству всем своим составом. Например, в 2014 году были введены изменения в ГК РФ, которые значительно повлияли на НКО.
То есть, если ваша НКО старше 2014 года, её устав придется полностью перерабатывать, и затраченные силы и сроки будут сопоставимы с созданием новой НКО.
Давайте подробно рассмотрим каждый вид внесения изменений НКО.
Изменение юридического адреса НКО
Смене юридического адреса уделена отдельная статья (подробнее – «Смена адреса НКО»). В ней подробно описаны все подробности. Важнейшим из которых является «качество» юридического адреса, на который переходит НКО.
Смена руководителя НКО
Смена руководителя в некоммерческих организациях процедура достаточно частая. Под руководителем понимается лицо, отраженное в ЕГРЮЛ в качестве лица, уполномоченного действовать без доверенности от имени некоммерческой организации. Название должности такого лица значения не имеет, будь то президент, председатель или директор.
Решение о смене руководителя Некоммерческой организации принимает высший орган управления НКО, а в автономных некоммерческих организациях такое решение принимают учредители вне зависимости, сформирован ли высший коллегиальный органу правления – Совет или Президиум АНО. Для смены руководителя понадобятся следующие документы:
- учредительные документы на НКО;
- документ, удостоверяющий личность нового руководителя (паспорт).
Нужно будет выполнить несколько действий.
В первую очередь подготовить комплект документов, а именно:
1. Составить протокол (решение) с прописанным в нем решением назначить нового руководителя, так же понадобится составить заявление в утвержденной форме (для смены руководителя некоммерческой организации необходимо использовать форму Р13014) и доверенность, если процедурой регистрации изменений будет заниматься не сам руководитель.
В итоге у вас должен быть готов следующий комплект документов:
- Протокол (решение), в котором будет отражено решение о назначении нового руководителя (два экземпляра);
- Заявление установленной формы (нотариально заверенный оригинал + копия, заверенная заявителем);
- Доверенность, если процедурой регистрации изменений будет заниматься не сам руководитель.
2. Следующим шагом будет заверка подписи руководителя на заявлении в нотариальном порядке.
Указанный выше комплект нужно предоставить в соответствующее Управление Министерства юстиции РФ. При данном виде регистрации госпошлина не взимается.
Законодательство отводит на внесение изменений полтора месяца. Обратите внимание, что документы на смену руководителя НКО необходимо представить в Министерство Юстиции в течение 3-х рабочих дней с момента принятия такого решения компетентным органом управления.
По истечении данного срока организация получает выписку из Единого государственного реестра, а также лист записи о внесенных изменениях.
Изменение наименования должности руководителя НКО
Кроме того, можно внести изменения не только в части самого руководителя Некоммерческой организации, но и в части наименования должности единоличного исполнительного органа. Например, зачастую в процессе деятельности организации встает вопрос об изменении наименования должности руководителя. Наименование должности, например, можно изменить с Директора на Президента или с Председателя на Директора. Законодательство не устанавливает обязательное наименование должности руководителя некоммерческой организации.
Чтобы внести изменения в наименование должности единоличного исполнительного органа, необходимо провести заседание высшего органа управления, которое оформляется протоколом или решением в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации. В соответствии со статьей 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления относят формирование всех органов управления организации, а это значит, что и внесение изменений в наименование органов управления организации относится также к компетенции высшего органа управления.
В протоколе или решении о смене наименования должности необходимо указать, как теперь будет называться должность руководителя организации. В протоколе заседания высшего органа управления важно указать, что изменения будут внесены не только в Единый государственный реестр юридических лиц, но и в Устав некоммерческой организации, так как в Уставе должны быть отображены все органы управления. Соответственно, если тот или иной орган управления меняет наименование, то меняется и устав.
Обращаем ваше внимание, что в некоммерческих организациях невозможно внести дополнения в устав. Чтобы внести данное изменение в некоммерческую организацию, необходимо заполнить заявление по форме Р13014, тем самым внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Так как данные изменения будут внесены и в Устав Некоммерческой организации, то при подаче документов необходимо будет оплатить государственную пошлину.
Внесение сведений о втором руководителе НКО
При государственной регистрации некоммерческой организации не всегда набирается достаточное количество учредителей для формирования желаемой структуры органов управления. Поэтому приходится создавать НКО с минимальным набором органов управления, то есть с той структурой органов управления, которая предусмотрена законодательством в обязательном порядке.
После государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица она может начинать деятельность, предусмотренную уставом НКО. В ходе реализации деятельности Организации, например, в состав корпоративных организаций, могут быть приняты новые члены. Таким образом, организация развивается и растет. В связи с увеличенным объемом работы, действующему руководителю все труднее выполнять свои обязанности, поэтому может возникнуть необходимость в создании должности второго единоличного исполнительного органа.
Если возникла необходимость в создании должности еще одного руководителя, необходимо понимать, что соответствующие изменения должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Такие изменения регистрирует Министерство Юстиции. Для начала необходимо определиться, как будет называться должность ее одного руководителя. Как правило, назначают Вице-Президента, если есть Президент, или Директора, если есть Председатель.
Для внесения сведений в НКО о дополнительном руководителе необходимо подготовить протокол или решение высшего органа управления, заявление по форме Р13014 и новую редакцию Устава Некоммерческой организации. В протоколе высшего органа управления указывается решение о создании единоличного исполнительного органа организации, а также, кто будет назначен на эту должность. Напомню, что в корпоративных организациях (общественные организации, ассоциации, коллегии адвокатов) все органы управления формируются из состава членов Организации, в том числе и единоличный исполнительный орган управления.
Нужно определить, будет ли новый единоличный исполнительный орган действовать от имени юридического лица без доверенности или по доверенности. Если руководитель будет действовать по доверенности, то сведения об этом лице в ЕГРЮЛ не вносят, а значит и заявление по форме Р13014 заполнять не требуется. Сведения о таком руководителе указывают в протоколе. Если же лицо будет действовать без доверенности, то сведения о единоличном исполнительном органе указывают еще и в заявлении по форме Р13014.
В любом из случаев необходимо внести изменения в устав некоммерческой организации, в котором следует указать порядок формирования и срок полномочий единоличного исполнительного органа, а также компетенцию руководителя.
Компетенция должна быть разделена между двумя руководителями. Например, к компетенции Президента Ассоциации можно отнести, что он:
- Без доверенности действует от имени Ассоциации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки.
- Выдает доверенности на право представительства от имени Ассоциации, в том числе доверенности с правом передоверия.
- Открывает и закрывает в банке счета Ассоциации.
- Осуществляет общее руководство всей деятельностью Ассоциации.
- Осуществляет общее руководство деятельностью создаваемых Ассоциацией комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп.
- Утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы Ассоциации, за исключением документов, утверждение которых отнесено настоящим Уставом к компетенции Общего собрания членов.
- Осуществляет прием в члены Ассоциации, в порядке, определенном Общим собранием членов Ассоциации.
- Осуществляет исключение из членов Ассоциации, в порядке, определенном Общим собранием членов Ассоциации.
- Ведет реестр членов Ассоциации.
- В пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, приказы, иные акты по вопросам деятельности Ассоциации, обязательные для исполнения членами и штатными сотрудниками Ассоциации.
- Распоряжается имуществом Ассоциации в пределах, установленных Общим собранием членов Ассоциации, настоящим Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.
- От лица Ассоциации взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами.
- Руководит международной деятельностью Ассоциации.
- Предъявляет от имени Ассоциации претензии и иски к российским и зарубежным юридическим лицам и гражданам.
- Ежегодно отчитывается перед Общим собранием членов Ассоциации о результатах своей деятельности.
- Осуществляет иные полномочия, не входящие в компетенцию других органов Ассоциации.
К компетенции Вице-Президента этой же Ассоциации можно отнести, что он:
- Действует без доверенности от имени Ассоциации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки.
- Выдает доверенности на право представительства от имени Ассоциации, в том числе доверенности с правом передоверия.
- Открывает и закрывает в банке счета Ассоциации.
- Представляет Ассоциацию в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, коммерческих и некоммерческих российских, зарубежных и международных организациях по вопросам развития уставных целей Ассоциации.
- Поддерживает прямые контакты и связи с коммерческими, некоммерческими, иными организациями, поддерживающими цели деятельности Ассоциации, заключает соответствующие соглашения, участвует в работе съездов, симпозиумов, конференций, форумов, выставок и мероприятий.
- Рассматривает актуальные проблемы, связанные с деятельностью Ассоциации;
- Готовит материалы, проекты и предложения по вопросам реализации и развития уставных целей Ассоциации.
- Проводит конгрессы, конференции, семинары, «круглые столы», дискуссии в соответствии с целями, ради которых создана Ассоциация.
- Принимает решения и издает распоряжения, приказы, иные акты по вопросам деятельности Ассоциации, обязательные для исполнения членами и штатными сотрудниками Ассоциации.
- Предоставляет Общему собранию членов отчет о результатах своей деятельности.
Изменение органов управления некоммерческой организации
Еще одним видом изменений в Некоммерческих организациях являются изменения, вносимые в структуру органов управления, а также изменение наименования органов управления НКО.
Рассмотрим такую форму некоммерческих организация как фонд. В соответствии с действующим законодательством структура органов управления в фонде следующая:
- Совет (президиум) – высший орган управления;
- Директор (председатель, президент) – единоличный исполнительный орган;
- Попечительский совет – надзорный орган.
Законом определено, что высший орган управления не может называться Правлением. Но так было не всегда, и на данный момент существуют фонды, где высшим органом управления является Правление. В случае если такой фонд будет вносить изменения в устав, ему в обязательном порядке придется изменять наименование высшего органа управления фонда, например, на Совет или Президиум.
В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ в благотворительном фонде должен быть сформирован контрольно-ревизионный орган – ревизор или ревизионная комиссия.
Ранее существовала такая практика, что Минюст пропускал регистрацию благотворительных фондов без ревизора. Однако теперь в случае внесения изменений в благотворительный фонд Минюст пишет отказы по причине отсутствия в Уставе такой должности как ревизор.
Поэтому при внесении любых изменений в Устав благотворительного фонда и отсутствии в Уставе такой должности как ревизор или ревизионная комиссия обязательно нужно внести изменения в Устав фонда и предусмотреть в новой редакции Устава наличие ревизионного органа. Обратите внимание, что ревизор не может входить в состав других органов управления Фонда.
Аналогичная ситуация происходила и с ассоциациями. В законодательстве нет точного упоминания того, что в ассоциации должен быть сформирован ревизионный орган. В Гражданском кодексе сказано, что в ассоциациях или союзах образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.), и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
Однако сейчас Минюст пишет отказы при отсутствии в Уставе Ассоциации должности Ревизора, ссылаясь на статью 65. 3 Гражданского кодекса РФ по которому к компетенции высшего органа корпорации относится избрание контрольно-ревизионного органа корпорации. Так как ассоциация относится к корпоративным организациям, по версии Минюста, она также должна сформировать ревизионную комиссию или избрать ревизора.
Именно поэтому в случае внесения изменений в устав ассоциации при отсутствии такого органа как ревизор его обязательно нужно включить в новую редакцию устава Ассоциации, а также не забыть избрать на эту должность лицо и отразить это в протоколе высшего органа управления.
Изменения могут быть внесены в структуру органов управления НКО в связи:
- с расширением деятельности некоммерческой организации;
- с увеличением численности сотрудников, членов НКО;
- с увеличением количества проводимых мероприятий и реализуемых программ и проектов.
Возьмем, например, такую форму НКО как ассоциация. Минимальный набор органов управления — это общее собрание членов и единоличный исполнительный орган.
Для формирования такой структуры органов управления достаточно всего два учредителя. Но в ходе работы ассоциации часто появляется необходимость в формировании коллегиального исполнительного органа, для того чтобы «разгрузить» общее собрание членов ассоциации и единоличного исполнительного органа и передать те полномочия, которые не являются исключительной компетенцией высшего органа управления. Также коллегиальному исполнительному органу может быть передана часть полномочий руководителя ассоциации.
Если ранее приемом членов, исключением их из ассоциации и ведением реестра членов ассоциации занимался единоличный исполнительный орган ассоциации, то теперь эти полномочия могут быть переданы коллегиальному исполнительному органу. Однако, не забывайте, что при формировании нового органа сразу же нужно избрать лица в его состав. В ассоциации все органы управления формируют только из числа членов ассоциации, то есть данные лица должны войти в состав членов ассоциации.
Изменение названия НКО
Смена наименования некоммерческой организации не редкость, причин для изменения названия может быть множество. Наименование может меняться по разным причинам, например, в связи с тем, что оно не соответствует его виду деятельности или в нем обнаружены грамматические ошибки.
Если вы решили сменить наименование, нужно помнить, что оно должно соответствовать текущим нормам законодательства. На данный момент наименование НКО должно содержать две части: первая – непосредственно название организации, вторая – указание на ее организационно-правовую форму.
Также нужно помнить, что существует несколько нюансов, требующих соблюдения, а именно:
- название должно быть написано только на русском языке. Дополнительно может быть название на иностранном языке;
- название организации не должно содержать никаких иностранных слов;
- чтобы использовать такие слова и словосочетания, как «Российская Федерация», а также образованные от них наименования российских госорганов, требуется специальное на то разрешение.
После того как название определено и соответствует требованиям законодательства, можно приступить к подготовке пакета документов.
Для внесения изменений в наименование организации понадобятся:
- Протокол (решение), в котором высший управляющий орган принимает решение о необходимости внести изменения в учредительную документацию. Если оно состоит более чем из одной страницы, то его прошивают, действующий руководитель его подписывает .
- Новая редакция устава. Прошивается и подписывается действующим руководителем.
- Заявление по форме Р13014 – 2 (два) экземпляра. Один экземпляр заверяют у нотариуса, второй подписывает руководитель.
- Документ (квитанция), подтверждающий обязательную уплату государственной пошлины. На сегодня она составляет 800 рублей.
- Доверенность, если процедурой регистрации изменений будет заниматься не сам руководитель.
После подготовки комплекта документов и заверекния хаявления нотариусом, его нужно предоставляют в соответствующее Управление Министерства юстиции РФ.
Процедура регистрации изменения названия может составлять от полутора месяца. После того как регистрация будет завершена, организация получает копию устава. В нем будет отражено новое наименование, а также свидетельство о внесенных изменениях в устав и выписка из ЕГРЮЛ.
Обратите внимание, даже если процедура смены наименования выглядит простой, ошибки в ней допускаются довольно часто. Например, неверно выбрана форма (для внесения изменений в наименование организации используют форму Р13014), либо неверно заполнена данная форма.
Внесение изменений в Устав НКО
Половина указанных в этой статье изменений требует новой редакции устава. Существует более 12 основных положений устава, которые требуется изменять в тех или иных случаях. Мы решили посвятить подробному описанию каждого из них отдельную статью «Изменения в устав некоммерческой организации». Также в ней перечислены необходимые документы, описан порядок и правила внесения изменений в устав НКО.
Смена ОКВЭД
При регистрации организации в заявлении обязательно указывают вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который должен отвечать следующим требованиям:
- должен соответствовать целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами;
- не должен быть запрещен законодательством Российской Федерации.
В дальнейшем уже зарегистрированной организации может понадобиться смена основного вида деятельности или добавление и (или) исключение дополнительного вида деятельности. Для этого понадобится провести процедуру государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
Для регистрации изменений понадобится:
- составить протокол (решение), в котором будут отражены виды экономической деятельности, которые вносятся и (или) ликвидируются; составляется в 2-х экземплярах;
- заполнить заявление по форме. Для смены ОКВЭД подходит форма Р13014;
- устав, если в него вносят изменения. Составляют в 3-х экземплярах;
- доверенность, если процедуру регистрации изменений совершает не руководитель.
После того как все подготовлено, вышеуказанный комплект документов подают в соответствующее отделение Минюста. Регистрация изменений у НКО по законодательству занимает 1,5 месяца.
В данном виде изменений часто совершается ошибка при выборе формы заявления.
Вывод учредителей НКО
Выход учредителей процедура достаточно новая, так 31января 2016 года появился Федеральный закон №7-ФЗ, который регламентирует внесение поправок в некоторые законодательные документы РФ, в том числе п.3 в ст. 15 закона «О некоммерческих организациях». Это позволяет любому учредителю (участнику) НКО выйти из ее состава, когда пожелает, без согласия других учредителей и членов некоммерческой организации.
Исходя из этого, для выхода учредителя (участника) понадобится:
- личное заявление выходящего учредителя (участника);
- заявление по форме Р13014 с заполненными листами на выход учредителя. Форма должна быть заверена нотариально;
- доверенность, если комплект документов будет подавать не сам выходящий учредитель или участник.
Предоставить данный комплект документов нужно в Министерство Юстиции.
Нужно помнить, что права и обязанности учредителя (участника) в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о некоммерческой организации в ЕГРЮЛ. Процедура внесения изменений занимает примерно 1,5 месяца.
В данном виде изменений ошибка может состоять в том, что заявитель неправильно выбирает регистрационный орган, в который необходимо предоставить комплект документов.
Обращаем Ваше внимание, что в конце 2023 года были изменены правила выхода из учредителей из НКО. Начиная с этого момента, документы на выход учредителя должны быть поданы на регистрацию в Минюст, а не налоговые органы, как это было ранее. А Минюст уже, в свою очередь, сообщает в ФНС о лице, котрое исключают из числа учредителей НКО в соответствии с новыми правилами.
Также изменения в законодательстве повлекли за собой возможность исключить учредителя Фонда или АНО в случае, если учредитель умер, признанан безвестно отсутствующим, объявленен умершим и в случае, если учредителем АНО или Фонда являлось ликвидированное юридическое лицо. Решение об исключении учредителя в вышеуказанных случаях принимает высший орган управления фонда или АНО.
В случае, если такая ситуация случилась с единственным учредителем АНО, то законодательство предусматривает возможность для членов органов управления АНО войти в состав учредителей. В случае, если данной возможностью не воспользуется никто из числа членов органов управления в течении 3 месяцев, АНО будет ликвидирована в принудительном порядке.
Ввод учредителей НКО
Для входа новых участников в состав учредителей нужно провести несколько этапов, начиная с подготовки комплекта документов:
- Протокол (решение) заседания учредителей со 100-процентной явкой всех учредителей и положительным решением о приеме новых учредителей от всех действующих учредителей в двух экземплярах;
- Заявление по форме Р13014. Всего понадобится два экземпляра, один из которых заверяется нотариально, а второй подписывается руководителем организации;
- Устав, если в него вносят изменения. Понадобится в трех экземплярах;
- Доверенность на представителя, если регистрацией изменений занимается не сам руководитель;
- Госпошлина, если подают только заявление по форме Р13014 и в Устав вносят изменения.
На следующем этапе комплект документов подают в территориальный орган Минюста РФ. Процедура регистрации изменений занимает 1,5 (полтора) месяца.
Обращаем внимание, что в данном виде регистрации изменений могут быть допущены такие ошибки как неправильный выбор заявления на внесение изменения или отсутствие оплаченной госпошлины при изменениях, которые затрагивают изменения в Уставе.
Кроме того, не все некоммерческие организации могут принять в свой состав новых учредителей после своей государственной регистрации. В корпоративные организации не допускается ввод новых учредителей. Это связано с тем, что учредители после государственной регистрации в корпорациях автоматически становятся членами корпоративной организации и по уставу учредителей нет никакой компетенции. Такая компетенция есть только у членов корпоративной организации.
Поэтому допустимо ввести только новых членов в корпоративную организацию, но не новых учредителей. Прием новых членов в корпоративную организацию оформляется внутренним решением или протоколом в зависимости от органа, осуществляющего прием членов в корпоративную организацию. Данные изменения не отправляют на регистрацию в Минюст.
Ввод новых учредителей допустим в такие формы, как автономная некоммерческая организация и Фонд. Решение о приеме новых учредителей относят к компетенции учредителей и принимают единогласно.
Функционал учредителей в фонде и АНО совершенно разный. В фондах высшим органом управления обычно является коллегиальный орган – Совет или Президиум. Для туправления фондом лицо должно попасть в этот орган, а не в состав учредителей, так как по факту учредители в фонде не осуществляют управление. Чего не скажешь про автономные некоммерческие организации.
Законодательством предусмотрено, что в АНО учредители осуществляют управление, то есть законом определено, что у учредителей есть ряд компетенций, которые не могут быть переданы высшему коллегиальному органу управления, даже при его формировании.
К компетенции учредителя в АНО относят:
- Назначение единоличного исполнительного органа Организации, досрочное прекращение его полномочий.
- Определение условий и последующее заключение и расторжение от имени Организации договора с Единоличным исполнительным органом Организации, решение о прекращении договора с Единоличным исполнительным органом Организации.
- Определение порядка приема в состав Учредителей Организации и прием Учредителей.
- Преобразование Организации в Фонд.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК), 8 (812) 629-00-03 (СПБ), 8 (800) 100-60-71 (по России).
Вебинары НКО — 25 часов, с онлайн разбором ваших кейсов.
Конференция НКО — Общероссийский форум по развитию НКО.
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам также может быть интересно: